Сегодня Москва – это не просто современный мегаполис, а прежде всего город, удобный для жизни. Трудно поверить, но в Москве проживает более 12 млн человек, и практически каждый из них в той или иной степени связан с образованием, будучи либо учеником, либо родителем, либо учителем.
Москвичи принимают активное участие в управлении школой и предъявляют высокие требования к качеству и результатам учебно-воспитательного процесса в школе. Одна из задач повышения качества образования заключается в формировании оптимальной модели управления школой. Мы видим создание такой модели в максимальном использовании всех ресурсов города и школы в интересах детей, понимаем, что сегодня проблемы управления вышли за пределы организации учебно-воспитательного процесса. Повышения качества образования достигают за счет эффективного использования всех поступающих в систему ресурсов – финансовых, кадровых, информационных, материальных. В нынешних условиях управление школой невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех участников образовательного процесса с учетом мнения общественной составляющей в управлении школой. У системы образования города, а значит, и у школы сегодня есть большое количество ресурсов, помогающих в реализации поставленных задач, – это созданные информационные системы и информационные базы, Городской методический центр, Московский центр качества образования, Московский центр образовательного права, Центр педагогического мастерства, центры технологической поддержки образования, городская дирекция, городские проекты «Университетские субботы», «Профессиональные среды», уникальная культурная среда Москвы. На наш взгляд, имеющиеся возможности системы московского образования и потенциал самой школы подготовили базу для того, чтобы мы могли усовершенствовать, а возможно, даже изменить систему управления образовательной организацией. Как сказал А.Эйнштейн, «бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». На заседании нашего межрайонного совета директоров школ мы обсудили тему совершенствования системы управления школой в интересах московской семьи и пришли к выводу, что для максимального удовлетворения потребностей москвичей возникла необходимость изменить подходы к управлению школой, а именно сократить бюрократизацию школы, громоздкий и порой излишний управленческий персонал, а самое главное – вовлечь в управление школой учителей. Наша задача – сформировать эффективный и компактный управленческий аппарат. Высвобождающиеся ресурсы мы направим на стимулирование той части коллектива школы, которая работает непосредственно с детьми. Современный управленческий аппарат – лидеры, единомышленники, которые адекватно оценивают свои возможности и понимают ответственность, каждый знает, что его личный успех зависит от успеха других. Эта команда, как единое целое, должна обеспечить грамотное, эффективное и результативное управление всеми процессами в школе. Любому директору школы важно, чтобы его заместители получили общественную оценку своих профессиональных качеств через прохождение аттестации на должность руководителя в Московском центре качества образования. Возникает вопрос: зачем надо вовлекать учителей в процесс управления школой? Распределение обязанностей таким образом, чтобы помимо основной педагогической деятельности учителя включались в различные управленческие проекты, превращает школу в самоуправляющуюся систему. Это дает мощный стимул для повышения мотивации и профессиональных компетенций педагогов, позволяет всем членам коллектива видеть и понимать общие цели и задачи развития школы, способствует развитию творческого потенциала, что в свою очередь позволяет достичь высоких результатов обучения. В нашей школе педагоги сегодня руководят школьными научными обществами, методическими объединениями, кафедрами, творческими лабораториями, проектами и программами. Для решения определенных задач в определенное время мы создаем мини-команды, например, для участия в проекте МГПУ по формированию метапредметных компетенций обучающихся была создана творческая группа под руководством учителя математики. В рамках этого проекта наши учителя победили в конкурсе методических разработок по этой теме и прошли стажировку в институте клакс-педагогики в Берлине. Сейчас школа продолжает успешно работать в этом направлении. Еще один пример: учитель истории и обществознания нашей школы имеет и юридическое образование, помогает осуществлять юридическое сопровождение деятельности школы, учителя информатики стали координаторами всех информационных ресурсов, классные руководители – главные организаторы воспитательных и социальных проектов, а руководители методических объединений – учителя-практики, ученики которых показывают высокие учебные результаты, – опора заместителя директора в части повышения качества обучения. Школа №2036 – образовательная организация, в которую входят три школы и четыре дошкольных отделения, с общей численностью контингента 3325 человек, количество сотрудников составляет 370 человек. До реорганизации административно-управленческий аппарат в нашей школе был небольшим, вместе с тем нам удавалось успешно решать поставленные задачи, по итогам работы школа второй год входит в рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты. Используя новые подходы к управлению школой, опираясь на имеющиеся ресурсы системы, мы пришли к выводу, что в нашей образовательной организации возможно провести оптимизацию административно-управленческого аппарата школы, сократив его на 40% и не потеряв при этом эффективности управления. Административный блок школы №2036 будет представлен четырьмя заместителями директора. При этом в своей координирующей деятельности заместители директора опираются на учителей, задействованных в реализации управленческих проектов, и те ресурсы, которыми обладает школа, заработная плата учителей растет за счет осуществления доплат за расширение деятельности. К плюсам этой системы мы относим не только финансовую составляющую (эффективность расходования бюджетных средств), но и сочетание педагогического и общественного управления – управляющих советов школ, межрайонных советов директоров, что способствует развитию демократических процессов в школе. Таким образом, мы решаем еще одну важную социальную задачу, стараясь научить разных людей жить и работать вместе во имя достижения общих целей и задач развития школы, то есть задачу консолидации общества.Татьяна ИРЕНКОВА, председатель межрайонного Совета директоров образовательных организаций районов Вешняки, Косино-Ухтомский, Новокосино, директор школы №2036
Комментарии