search
main
0

Управление школой – управление ее ресурсами

​Самым важным итогом работы образовательного комплекса №878 за 2013-2014 учебный год стало то, что мы вошли в рейтинг лучших школ Москвы Топ-400, заняли в нем 152-е место и получили грант мэра Москвы III степени.

Что позволило школе добиться такого успеха? Несомненно, то, что мы стали образовательным комплексом. Но главное не только в том, что нас много, важно то, что мы вместе!Сложный процесс объединения в составе двух школ и пяти детских садов уже позади, сегодня – завершение реорганизации в составе 14 учреждений (четырех школ и десяти детских садов).Масштабы образовательного комплекса предъявляют требования к формированию новых подходов в управлении. Управленческая деятельность выстраивается как система управления ресурсами (материально-техническими, кадровыми, финансовыми, учебно-методическими). При принятии решений ожидаемый результат прогнозируется, прежде всего исходя из всестороннего анализа, исследования ресурсов, возможностей, условий. Мы понимаем, что только профессионально компетентная, способная мобильно реагировать и перестраиваться, принимать в пределах компетенции самостоятельные решения административная команда способна управлять образовательным комплексом. И такая команда в нашей школе формируется.Новые масштабы открывают для всех участников образовательных отношений новые возможности. В первую очередь это возможности профессионального роста для педагогов. Мы решаем серьезную задачу создания внутришкольной системы повышения квалификации. До объединения в единый комплекс воспитатели детских садов редко выходили за пределы своего учреждения, сейчас двери дошкольных отделений открыты: педагоги-дошкольники могут прийти на открытые занятия, мастер-классы своих коллег из других дошкольных отделений, посетить уроки учителей начальных классов, накапливая в своем багаже лучшие методические приемы. Музыкальные руководители, воспитатели по физкультуре, которые в рамках одного учреждения были профессионально одиноки, теперь совместно работают над образовательными программами, сценариями занятий, праздников, досугов. Таким образом, на деле, а не на словах реализуется преемственность между дошкольным и начальным уровнем общего образования, формируется связующая нить: детский сад – школа.Учителя-предметники объединившихся школ создали единые методические объединения, совместно организуют предметные недели, дают открытые уроки, мастер-классы. Так аккумулируется лучший опыт разных учреждений.В рамках внутришкольной системы повышения квалификации осуществляется повышение ИКТ-компетентности педагогов-дошкольников, для которых учителя проводят курсы компьютерной грамотности. Конечно, городская система повышения квалификации доступна и прогрессивна, но обучение на местах имеет свои преимущества: минимальные затраты времени, доброжелательное отношение коллег, возможность сразу реализовать полученные знания в конкретной совместной работе.Создание интегрированного методического пространства, развитие целостной внутришкольной системы повышения квалификации, сетевого взаимодействия, формирование института наставничества позволит повысить профессиональную компетентность педагогов и как следствие повысить образовательные результаты воспитанников и учеников.Выявлению позитивного педагогического опыта внутри коллектива способствовал ставший возможным в условиях образовательного комплекса школьный этап конкурса «Педагог года». Состоявшийся в конце прошедшего учебного года, он объединил и сплотил всех: и воспитателей, и учителей.День открытых дверей, прошедший 14-15 ноября 2014 года, показал, что педагогический коллектив един. Около 600 родителей воспитанников и учащихся, гостей, посетивших день открытых дверей, так отзывались о педагогическом коллективе: «Молодцы и дети, и педагоги!», «Учителя – просто супер!» «Спасибо школе!», «Нам так повезло с педагогическим коллективом!», «Желаем педагогам здоровья, счастья и творческих успехов! Спасибо за наших детей!».Большой комплекс – это широкие возможности для трансляции лучших педагогических практик внутри школы, для организации наставничества, для роста педагогического мастерства, становления молодых педагогов, интегративного использования кадрового ресурса.Сегодня школе присвоен статус региональной инновационной площадки по развитию инновационной образовательной среды по направлению «Моделирование и конструирование» в начальной школе. Это стало возможным благодаря тому, что начальные классы размещаются в отдельном здании после капитального ремонта. Создание возрастосообразных образовательных сред в комплексе обеспечит повышение качества образования, поскольку сама среда будет способствовать обучению и формированию позитивного социального опыта ребенка. Разместив в дошкольном отделении «Росток» два первых класса, с 1 сентября создав там максимально комфортные условия для первоклассников, мы уже получили позитивные отзывы родителей, а на следующий учебный год – «очередь» родителей, желающих, чтобы их ребенок обучался в первом классе именно в условиях дошкольного отделения.Реорганизация позволила нам расширить профильность обучения. Вместо 1-2 профилей, существовавших в школах до реорганизации, сегодня у нас есть уже 4 профиля (физико-математический, социально-экономический, химико-биологический, филологический). Введя индивидуальные учебные планы для тех учащихся, чьи образовательные потребности не уложились ни в один из четырех профилей, мы смогли удовлетворить все запросы старшеклассников. Увеличение числа реализуемых профилей – одна из главных задач, стоящих перед нами.Расширение социального партнерства по формированию кадетского класса – долгосрочная инициатива, цель которой – создание условий для свободного выбора учащимися сферы собственных интересов и выстраивания жизненных и профессиональных планов. Открытие кадетского класса на 7-й параллели – это ранняя профилизация, реализация физико-математического предпрофиля и кадетского компонента образования. Школа вступила в тесное сотрудничество с Военной академией ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, ветеранскими организациями, военным комиссариатом, войсковыми частями Министерства обороны Российской Федерации. Благодаря социальным партнерам за три месяца наши кадеты побывали на экскурсиях в Военной академии РВСН имени Петра Великого, посетили музей Культурного центра Министерства обороны РФ, концерт военного духового оркестра «Дорогая моя столица», спектакль «Спасибо деду за Победу» Русского духовного театра «ГЛАС», Торжественный марш, посвященный 73-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года на Красной площади.В сфере дополнительного образования существенно расширился спектр реализуемых программ, число объединений увеличилось вдвое. Это позволяет удовлетворять запросы по развитию индивидуальных способностей учащихся и воспитанников. Задача, стоящая перед нами, – удовлетворить запросы и потребности каждого ребенка.Особое внимание мы уделяем работе с семьями обучающихся, повышению педагогической компетентности родителей. Помимо совместных с семьями проектов, досугов и соревнований, традиционных родительских собраний активно используем такую форму работы с семьей, как детско-родительский клуб. Педагоги дошкольных отделений проводят работу по использованию дидактического материала «Детский календарь», разработанного ФИРО. Содержание календаря ориентировано на ежедневные занятия родителей с детьми дома. Начатая в семье работа с детьми получает свое дальнейшее развитие в процессе образовательной деятельности дошкольного отделения, таким образом, образование детей выстраивается на взаимодополняющих действиях родителей и педагогов. Каждый из участников образовательного процесса имеет возможность постоянно дополнять образовательное содержание, начатое другим. Подобное взаимодействие открывает широкие возможности для повышения качества образования.Новые масштабы образовательного комплекса расширили границы общения между детьми района. Дошкольники стали частыми гостями в школе. Они посещают школьную библиотеку, участвуют в концертах, выставках, спортивных соревнованиях. Проведение фестиваля «Алло, мы ищем таланты!» для дошкольников и младших школьников уже стало доброй традицией образовательного комплекса.Совершенно иные перспективы развития открылись перед научным обществом учащихся. К участию в научно-практической конференции исследовательских работ научного общества младших школьников «Первые шаги в науку» были привлечены и дошкольники. А научное общество школьников 5-11-х классов «Спектр» включило в свои ряды новых «будущих Ньютонов». Это позволяет не только выявить наиболее одаренных детей, но и повысить уровень их исследовательских и проектных работ, что сделать в условиях одного учреждения очень сложно.Мы понимаем, что лучшие традиции каждого учреждения должны сохраниться. В рамках «Звездного фестиваля», проходящего в конце учебного года, мы награждаем и благодарим всех, педагогов и учащихся, всех тех, кто приумножил достижения школы, участвуя в интеллектуальных, творческих, спортивных состязаниях всех уровней. Теперь в комплексе «звездочек» становится все больше и больше.Сегодня нас много, и то, что трудно было реализовать малыми силами, стало воплощаться в жизнь. Расширилась сфера деятельности ученического самоуправления, которое сегодня развивается по 7 направлениям. Одно из них достаточно новое для нас – волонтерское. Совместно с фондом «Старость в радость» проходят выезды в отделения сестринского ухода Можайского района, акция «Ученик – пожилому человеку»: ученики рисуют открытки, отправляют их по почте, поздравляя с праздниками одиноких стариков по всей стране. Очень интересная и востребованная акция, которая проходит внутри нашего сообщества, – «Ученик – малышу». Школьники приходят в дошкольные отделения: рисуют с малышами, разучивают с ними песни, проводят танцевальные флешмобы. А как дошколята ждут этих встреч! И трудно сказать, кто больше радуется встречам, малыши или школьники…Потенциал влияния общественных органов на управление школой используется все более эффективно. Управляющий совет, которому делегированы серьезные полномочия в сфере управления школой, становится мощным союзником педагогического коллектива в достижении заявленных целей. То, что в управляющий совет вошли представители родительской общественности и педагоги всех зданий, позволяет нам снять психологическое напряжение на этапе формирования единого образовательного пространства, минимизировать риски, сохранить традиции и продуктивный опыт каждого учреждения.Мы в начале пути. У нас много сложностей, проблем, которые только предстоит решить. Программа развития школы раскрывает перед нами путь от формального объединения через интеграцию ресурсов к устойчивому инновационному развитию. Интеграция ресурсов и эффективное управление ими в пространстве единых целей обеспечит синергетический эффект и достижение запланированных результатов. Людмила СЫСОЕВА, директор школы №878

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте