search
main
0

Управление: от теории к практике

Не идти вперед – значит идти назад. Таково жизненное кредо Владимира Козлова, начальника отдела образования администрации Бутурлинского района. Этот район – один из многих в Нижегородской области, где успешно занимаются сельским хозяйством. Аграрный сектор здесь не развалился, и в этом заслуга самих бутурлинцев. В аграрном производстве используются новые технологии, и все более актуальным становится вопрос – кто будет трудиться на земле. Система образования активно работает над решением этой проблемы.

– Нельзя говорить, что наше дело – только научить детей, дать им хорошее образование. Сегодня ведь многие уже заметили проблему сельского образования – чем больше школа занимается повышением его качества, тем сильнее подрывает кадровый потенциал села, в том числе и свои устои. Почему? Выучился мальчик, уехал в город получать высшее образование, а став специалистом, уже не вернулся. Из уст некоторых руководителей даже звучала такая крамольная мысль, что не надо нам слишком уж хорошо учить детей. Они уедут, а ведь надо, чтобы здесь оставались. Но это неправильно. Если мы школьника плохо выучим, он так и работать будет.

Поэтому я для себя нашел такое определение качества образования именно для сельской школы. Нужно дать хорошие современные знания, умения и навыки или, как говорят по-новому, компетенции нашим учащимся, чтобы они получили хорошее образование и обязательно вернулись. Если это произойдет, значит, мы со своей задачей справились, потому что, кроме учебного процесса, создания и совершенствования материальной базы образовательных учреждений, есть и другие вопросы.

Почему люди уезжают из села? Они видят какие-то новые модели жизни, уклада, более современные, на их взгляд, более перспективные. Как правило, это все в городе, они к этому стремятся и начинают считать село, где выросли, захолустьем, местом второго сорта. Задача – внушить нашим школьникам – и чем раньше, тем лучше – уверенность в своей уникальности и востребованности. Здесь, на родной земле, есть немало интересных вещей, привлекающих в том числе и горожан. Надо сделать так, чтобы дети гордились своей малой родиной. Вопрос этот непростой, и на одном патриотизме много не сделаешь. Конечно, параллельно надо решать и проблемы развития экономики, создания рабочих мест. Но реализовать все это на селе всегда будет сложнее, чем в городе, и любовь к своей земле, я считаю, должна компенсировать эту разницу. Когда дети хорошо знают свою малую родину – ее историю, достопримечательности, свои истоки, – тогда у них больше шансов дорожить этим и, значит, больше шансов остаться здесь. Вот в этом я и вижу задачу образовательной системы района.

В какой-то момент мы заметили, что наши дети не знают истории своего родного края, выдающихся земляков, никогда не путешествовали по окрестностям, уж не говоря о стране. Поэтому мы около семи лет назад серьезно занялись развитием туризма. Определили приоритеты, начали создавать базу. Теперь практически в каждой школе есть туркружок. У нас, к примеру, есть река Пьяна (кстати, хорошо известная любителям русской истории. – И.М.), которая дважды пересекает наш район – в южной части и северной. Эта река уникальна тем, что расстояние между ее устьем и истоком около 60 километров, хотя ее длина более 400 километров. Почему же нашим детям не попробовать попутешествовать по реке? Пять, шесть, даже семь лет назад у нас такое вообще не практиковалось. Сегодня детей, занимающихся водным туризмом в летний период, очень много. И это уже выходит за пределы нашего района – они путешествуют по рекам Нижегородской области, покоряют водные просторы России. Это стало одним из направлений воспитательной работы в школах, а в Ягубовском детском доме, можно сказать, программой реабилитации воспитанников. Там все от мала до велика занимаются туризмом. Ходят на байдарках, живут в палатках, приобретают навыки самообслуживания. И это приносит определенные плоды.

Если раньше мы только мечтали о летних туристических лагерях, то теперь это уже нормальное явление. Участие наших детей в областных и всероссийских соревнованиях, турслетах, и не просто участие, но и победы, – это уже норма.

– Но ведь туризм, прямо скажем, дорогое удовольствие… Может ли сельская школа при ее финансировании поднять и поддерживать это на должном уровне?

– Я думаю, все зависит от людей, хотя, конечно, здесь несколько факторов. Например, тот же детдом создавал свою базу сам. Как и всем учреждениям подобного рода, им выделялись деньги на отдых детей. Конечно, можно отправить всех в санаторий – но что там? Такой же постоянный режим. Поэтому педагогический коллектив организовывал палаточные лагеря, и часть сэкономленных средств тратили на создание базы. Это первое. Второе – у нас есть Центр дополнительного образования детей, в который объединили бывший Дом пионеров и спортивную школу и открыли там туристическое направление. Естественно, стали создавать и соответствующую материальную базу. Школы постепенно начали изыскивать для этого дополнительные возможности. В год мы можем приобретать спортинвентаря не на одну сотню тысяч рублей. Можно было бы, конечно, эти средства распределить равномерно на все, но тогда нигде мы не увидели бы такого видимого эффекта. В данном случае концентрация ресурсов на выбранное приоритетное направление позволила создать хорошую базу, тем самым привлечь большое количество и педагогов, и учащихся. Всем стало интересно. Когда, например, я узнаю, что на областные соревнования от нашего района едут пять школьных команд, с одной стороны, понимаю, что это лишнее, но с другой стороны – а почему бы и нет, разве это плохо? Это здорово. Причем виды туризма развиваются у нас практически все – и водный, и пеший, и велотуризм, и даже элементы горного. В Бутурлинском районе есть уникальное место – Борнуковская пещера. И там наши школьники под руководством взрослых могут и спелеотуризмом заниматься – спускаться в эту пещеру и исследовать ее. Есть такие места, где и элементы скалолазания можно попробовать.

– Обычный учитель физкультуры с этим не справится – нужны кадры…

– У нас в школьной программе есть предмет ОБЖ. Так вот занятия туризмом – это практика, где осваиваются полученные на этих уроках знания и навыки. И преподаватели ОБЖ уже стали фанатами этого дела – и мужчины, и женщины. Каждый год на районном празднике в День молодежи устанавливаются специальные веревочные городки. Многие наши туристы – уже взрослые люди и побывали в походах довольно высокой сложности, в том числе и на Кавказе. Они показывают, как передвигаться с помощью веревок, и дети имеют возможность поучаствовать в таких тренировках-соревнованиях.

На самом деле это дает каждому ребенку еще и возможность получить достойное хобби на всю жизнь. Пусть сегодня мы не можем всех детей отправить в какое-то интересное путешествие, но когда они в школьном возрасте увлеклись, загорелись этим, то, став взрослыми, сами будут открывать для себя новые места. И своих детей увлекут.

Бутурлино, Нижегородская область

Статфакт

Сегодня в Бутурлинском районе 19 школ, из которых семь средних, восемь основных и четыре начальные; два учреждения дополнительного образования и один детский дом. Работают пять ДОУ, кроме того, во всех начальных, основных и четырех средних школах имеются дошкольные группы. Все образовательные учреждения имеют лицензию и свидетельство о государственной аккредитации.

Из 385 бутурлинских педагогов 317 имеют квалификационную категорию: высшую – 27 человек, первую – 198, вторую – 92.

За последние пять лет курсовую подготовку прошли 88 процентов директоров и 93 процента заместителей директоров образовательных учреждений, 60 процентов педагогов района повысили свою квалификацию.

Досье «УГ»

Владимир Васильевич Козлов – из третьего поколения педагогической династии. После окончания школы в 1983 году поступил в Арзамасский государственный педагогический институт на физико-математический факультет. Отслужил в армии, и два года службы не поколебали его убеждения в том, что учеба в педагогическом вузе – правильный выбор. Работал учителем, а потом директором в школах города Арзамаса и Бутурлинского района. С 1996 года в администрации Бутурлинского района возглавляет отдел образования.

Педагогическое кредо: учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте