Помните известную сказку детского писателя и художника Владимира Сутеева «Под грибом»? В дождливый день в лесу под шляпкой маленького гриба вначале еле спрятался крошка-муравей, а к концу сказки под тем же грибом сумели поместиться сразу пятеро животных… Реальная жизнь не так проста и не так добра к своим героям, как сказка, но именно этот детский сюжет вспомнился мне, когда я беседовала с Ириной ШЕЛКУНОВОЙ, начальником управления образования администрации Брянского района Брянской области. Этот район, плотным кольцом опоясавший областной центр, стопроцентно сельский. В 32 школах здесь учатся 4157 ребят. Путем простого деления можно определить, что большинство этих учебных заведений – малокомплектные. Как же удалось сохранить маленькие сельские школы? Приблизительно так, как в упомянутой мной детской сказке…
Досье «УГ»О пользе объединения 43-я школа Петрозаводска, являющаяся базой Детского музейного центра Республики Карелия, имеет в своем составе музейно-образовательный комплекс. Школьники занимаются по специализированным музейно-образовательным программам основного и дополнительного образования, организуют экскурсии и выставки. Школа стала социально-культурным и музейно-образовательным центром своего микрорайона. Образовательный комплекс «Орт-Лейбович» в Израиле предлагает своим ученикам не только общеобразовательную программу, но и продолжение учебы в технологическом колледже, а также помощь центра учебной поддержки, отдых в общественных гостиных и даже услуги поликлиники. Школа WEBB SCHOOLS в США представляет собой комплекс, состоящий из школы для мальчиков, школы для девочек и музея палеонтологии – единственного палеонтологического музея государственного значения при учреждении среднего образования в США.
– Ирина Михайловна, сохранение сельских школ, особенно малых, – задача, наверное, вдвойне трудная для района, расположенного вблизи крупного города с заманчивыми гимназиями и лицеями? Явно не способствует этому и подушевое финансирование, мягко говоря, невыгодное для малокомплектных школ…
– С первым предположением не соглашусь – проблем с сохранением контингента школьников у нас практически нет. Да, есть населенные пункты, дети из которых ездят в школы Брянска на электричке, но в их селах школ никогда и не было. А существующие сохраняют контингент учеников, потому что по многим параметрам работают на уровне городских. Например, последние пять лет Брянский район был победителем областной комплексной спартакиады школьников. Супоневская школа №1 заняла второе место во Всероссийском конкурсе «Юннат-2007». Домашовская – участник международной экологической конференции в Риме. Стекляннорадицкая – призер Всероссийской акции «Я – гражданин России!». Учитель начальных классов Новодарковичской школы Наталья Леонидовна Якушева победила на Всероссийском конкурсе «Мои инновации в образовании», библиотекарь Молотинской школы Алла Владимировна Справцева вошла в число лучших библиотекарей России с работой «Развитие читательского интереса через театральную деятельность». Что же касается финансирования, то с этой точки зрения проблема сохранения малокомплектных школ для нас актуальна. И решить ее помогает, как ни странно, другая проблема, над которой мы бились лет 10-15 назад. Дело в том, что в 90-х годах в результате уменьшения числа дошкольников у нас шло массовое закрытие и перепрофилирование детских садов – в них размещали первые классы школ или передавали другим учреждениям. Тогда в районе было принято решение о создании комплексов «школа – детский сад».
Время показало, что объединение пошло на пользу всем. Сложилась преемственность между дошкольным и школьным образованием. Произошло некое взаимопроникновение, организация единого образовательного пространства. Приоритетные направления районной образовательной программы – экологическое, патриотическое воспитание и формирование здорового образа жизни – охватывают как школьное, так и дошкольное образование, а в районных конкурсах «Юннат», «Живой уголок» и международном конкурсе «Зеленая планета» дети принимают участие начиная с дошкольного возраста.
Теперь в нашей системе образования складывается тенденция, прямо противоположная тому, что происходило 10-15 лет назад. С 2004 по 2009 год число школьников в районе уменьшилось на 1260 человек, а воспитанников детских садов, напротив, увеличилось на 430. И у нас снова возникла та же проблема нехватки помещений, но с точностью, что называется, до наоборот. Какой выход? Тот же принцип объединения, благодаря которому в 90-х мы сохранили детские сады, теперь позволяет сохранить школы. Сейчас 22 школы района имеют дошкольное звено. Фактически у нас не осталось ни одного детского сада как самостоятельного учреждения. Кроме крупных комплексов по типу «школа – детский сад», для решения проблемы малокомплектных школ создаются социокультурные комплексы, объединяющие, например, учреждения общего образования со школами искусств или спортивными школами.
Правда, несколько детских садов, которые были собственностью сельхозпредприятий, не удалось сохранить, и сегодня мы жалеем об этом. Хочется сказать о том, что, проектируя муниципальную сеть, принимая решения о перепрофилировании, реструктуризации образовательных учреждений, надо руководствоваться не только краткосрочными целями. Закрыть легко, а открыть вновь гораздо сложнее. Например, в поселке Путевка один из двух детских садов в свое время был отдан под жилье, а сегодня очередь в детский сад в этом селе более 50 человек. Нужно строить новый, при этом затраты несопоставимы с теми, которые мы бы понесли, если бы сохранили здание. Поэтому не надо спешить закрывать маленькую школу или детсад, давайте подумаем, как их сохранить и каким содержанием наполнить.
– Кстати, о содержании: что нового происходит сейчас в районе в сфере организации работы малокомплектных школ? Что они могут предложить и чем заинтересовать своих потенциальных учеников и их родителей?
– Демографический спад заставил нас задуматься о привлекательности малокомплектных школ. Решаем эту задачу через организацию сетевого взаимодействия.
В районе создано шесть образовательных округов. В первую очередь была экспериментально отработана структура и содержание деятельности каждого округа, избран совет директоров, который определил приоритетные направления его работы. Затем организовали окружные методические объединения, которые строят свою работу на основе запросов учителей.
Функционирование округа невозможно без единой образовательной программы с выделением приоритетных направлений. Для Мичуринского округа такими направлениями стали профессиональное самоопределение, информатизация УВП, общественно-государственное управление, гражданское образование. Нетьинский округ объединил 8 школ района. Здесь проводится конкурс лидеров «Ученик года», организована экологическая исследовательская работа и творческие мастерские. Ценность подобной деятельности в том, что ученики малокомплектных школ, имеющие достаточно замкнутый круг общения, взаимодействуют со сверстниками из других школ. Творческая работа позволяет ребятам чувствовать себя уверенней, развивает лидерские качества, умение работать в команде.
– Ирина Михайловна, я знаю, что далеко не все родители хотят, чтобы их дети ездили в крупные образовательные учреждения. Они мотивируют свое нежелание тем, что необходимые условия для учебы в их сельской школе есть. Но на самом деле, думается, причина в другом. Небезопасные переезды по плохим дорогам, неизбежное уменьшение времени, которое родители могут проводить с детьми дома, и, вероятно, подсознательное ощущение угрозы самому существованию школы в их селе.
– Вы правы. Повышение качества образования при этом редко учитывается. Чтобы родители понимали целесообразность и пользу новшеств, нужно вести с ними разъяснительную работу, демонстрировать лучшие условия обучения.
Например, с целью повышения качества профильного обучения у нас были заключены договора о взаимодействии школ района с межшкольными учебными комбинатами, которые обеспечивают преподавание на профильном уровне предметов, необходимых при освоении профессии. Такую модель поддержали и родители, и школьники. По данным анкетирования, 100 процентов учеников 9-х классов, включенных в это сетевое взаимодействие, заявили о своем желании получать профильное технологическое образование. Родители дают детям деньги на питание и проезд к месту учебы и обратно, а также на приобретение инструментов и расходных материалов. Администрация школы определяет педагога для сопровождения учеников к месту учебы и обратно. А сетевой координатор осуществляет необходимое взаимодействие учреждений и контроль за ходом учебно-воспитательного процесса.
Общий вывод здесь, наверное, таков. Нужно всегда помнить, что проектирование муниципальной образовательной сети – это долгосрочная деятельность, результаты которой (как положительные, так и отрицательные) могут сказаться через годы. Так что каждое изменение должно быть детально продумано и иметь социальную направленность.
Брянский район, Брянская область
Комментарии