search
main
0

Управление эффективностью – эффективное управление

​Изучение особенностей управления образовательным процессом в школе, повышения качества школьного образования, специфики деятельности педагога по его реализации позволяют определить совокупность педагогических, экономических, социальных, правовых, политических и других условий эффективного его осуществления.

Повышение качества образования достигается за счет эффективного использования всех поступающих в систему ресурсов – финансовых, кадровых, информационных, материальных. Эффективное управление представляется как модель организационной структуры управления, ориентированной на результат. Объектами управления в такой модели становятся ресурсы (идеи, информация, знания); процессы развития и деятельности,  результаты (эффективные управленческие решения, обеспечивающие новые ресурсы и процессы). Управленческие процессы – действия по использованию ресурсов для превращения целевой задачи (цели) в результат. Среди функций управления можно определить:    информационно-аналитическую;    прогнозирование и проектирование (оценка будущего и подготовка к нему);    организацию (выстраивание структуры взаимоотношений);    руководство (поддержание активности персонала);    координацию (согласование действий и планов);    контроль (сопоставление результатов с долговременными планами).Управленческие процессы – действия по использованию ресурсов для превращения целевой задачи (цели) в результат.В исследовании М.Барбера и М.Муршеда «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» дан анализ двадцати пяти лучших мировых систем образования. Авторы показывают зависимость уровня качества образования школьников от квалификации учителя. На рис. 1 показана разница в 50% в результатах обучения детей начальной школы за три года обучения в зависимости от уровня квалификации учителя.В качестве педагогических условий повышения эффективности управления образовательным процессом можно назвать их совокупность, разделив ее на группы:а) условия, детерминирующие готовность педагога к специфической управленческой деятельности (управление ученическим коллективом):    учет личностных особенностей каждого специалиста, развитость профессионально ориентированного личностного потенциала, наличие специфических личностно-управленческих характеристик;    повышение квалификации во взаимосвязи ее теоретической и практической сторон;б) условия, обеспечивающие субъект-субъектные отношения в процессе обучения как модель эффективных управленческих отношений:    поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата в ученическом коллективе;    реализация сотрудничества в образовательном процессе;    отношение к управленческой деятельности как к источнику своего профессионально-личностного роста.в) условия, обеспечивающие технологическую сторону процесса управления:    целеполагание;    управленческое обследование;    определение стратегии обучения;    организация учебной деятельности обучающихся;    организация контроля, обратной связи и самоконтроля;    педагогический анализ.Один из  наиболее востребованных инструментов управленческой деятельности – принцип целеполагания SMART, применение которого позволяет выстраивать основы плана действий по достижению поставленных целей. Аббревиатуру SMART / SMARTER используют в менеджменте и проектном управлении, она  служит напоминанием управленцам об обязательных критериях, выделяемых у каждой цели. Слово SMART (переводится с английского как «хороший», «умный») образовано из первых букв 5 свойств основополагающих целей: Specific – конкретная (помимо того что цель должна быть конкретной, сотрудники, деятельность которых направлена на ее достижение, должны ясно представлять, в чем она состоит).Measurable – измеримая (в качестве основного средства ее измеримости используют ключевой показатель эффективности деятельности KPI).Achievable – достижимая (цель может быть сколько угодно сложной, однако обязательно реалистичной; работники должны обладать необходимыми для этого ресурсами – временем, бюджетом, орудиями). Relevant – сопоставимая (должна находиться в зоне ответственности и влияния сотрудника на 100%, а также должна соответствовать общей стратегической цели). Timebounded – ограниченная во времени (необходимо установить временные рамки). Эти критерии SMART – отражение одной из самых популярных концепций современного менеджмента, носящей название «Управление по целям», или Goalmanagement. Методика управления по целям (МВО – Management by Objectives) стала основой для возникновения концепции Goalmanagement. Ее суть заключается в конкретной постановке и последующем достижении целей организации. Достижение цели зависит от ее формулировки, и первый шаг к успеху дела – правильно сформированные цели. Цель – то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? SMART-цели – умные цели. Правильная постановка цели означает, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотноситься с конкретным сроком.Наша школа №1329 открылась девять лет назад как школа с углубленным изучением физической культуры, в ней было 450 детей. Спорт по-прежнему остается приоритетным в развитии школы, по итогам 2012-2013 учебного года по результатам спартакиады школьников мы заняли I место среди образовательных учреждений Западного округа. Сейчас школьников стало 1002, в присоединенном дошкольном отделении 293 воспитанника. В рейтинге по итогам прошлого года наша школа заняла 95-е место, год назад было 167, а два года назад – 266. Школа вошла в Топ-500 школ России. Социальными партнерами школы стали близлежащие вузы в районе Тропарево-Никулино, мы активно развиваем профили старшей школы, в пилотном варианте реализуем эффективный учебный план, внедряем модульное обучение. Есть серьезные достижения в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике, на Международных олимпиадах по физике. Общероссийский рейтинг сайтов (зима-2014) вывел нас на верхнюю позицию (50 баллов из 50), сайт школы №1329 (co1329.mskzapad.ru) помогает эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса. Эффективная школа старается отвечать ожиданиям и требованиям родителей. Московские родители формулируют сегодня требования к результатам, а как их достичь – задача администрации и учителей.Вероника БУРМАКИНА, директор школы №1329

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте