search
main
0

Управление дошкольным образованием на переломе времен

​Заслуженный учитель России, почетный работник общего образования Российской Федерации Галина Широкова более 40 лет проработала в системе дошкольного образования Москвы. В 1961 году она пришла в детский сад воспитателем; с 1969 по 1986 год руководила детским садом №369 Волгоградского района, который был образцом для многих, с 1986 года стала заместителем начальника по дошкольному воспитанию Волгоградского роно, с 1989 по 2000 год она начальник Управления дошкольного образования Департамента образования.

В моей жизни было очень много важного, что волнует меня до сих пор» – с этих слов началась наша беседа с Галиной Константиновной о ее профессиональной деятельности. Волнующее начало пути: работа воспитателем, молодой заведующей, у которой не было высшего образования, поэтому она параллельно училась в педагогическом училище, потом в институте, еще не получив диплом, открывала детский сад-новостройку в Выхине.Работа Галины Константиновны в системе управления образованием пришлась на особый период в новейшей истории нашей страны и образования – предперестроечный и перестроечный. Сложившееся дошкольное образование подвергалось значительной трансформации, изменилась вся система управления дошкольным образованием: нет привычных 33 районов – стало 10 окружных управлений образования, случилась забастовка дошкольных работников, которые потребовали наконец-то внимания к себе, детям, родителям. Правительство и все регионы с особым вниманием смотрели на Москву, чтобы увидеть, как тут будут реализовывать заявленные претензии родителей и педагогов. Тревожной для развития дошкольного образования была и демографическая ситуация, детей дошкольного возраста становилось все меньше, помещения в детских садах освобождались, а школы были перегружены. В систему дошкольного образования пришли учителя, это было ново и хорошо, рождались новые типы образовательных учреждений, например, учебно-воспитательный комплекс, иначе говоря, начальная школа – детский сад. Выпускники детского сада пошли в первый класс в том же образовательном учреждении, однако возникли острые проблемы преемственности дошкольного и начального образования, а также сохранения специфики дошкольного образования, так как нарастало давление школы на детский сад, что потребовало активного и продуктивного взаимодействия с наукой, в первую очередь с научной школой Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Шла разработка новых штатных расписаний, которые нужно было серьезно обосновать и утвердить на всех уровнях управления образованием, в результате в детских садах появились психологи, социальные педагоги, дефектологи и другие специалисты, по этому пути затем пошла вся Россия.Наступило время вариативных образовательных программ, их было много, порой даже слишком много. К чему тогда обратилась Москва? На основе фундаментальных научных исследований была создана базисная программа «Истоки», рекомендованная к использованию как Департаментом образования, так и Министерством образования и науки РФ. Эта программа дала новый взгляд на выделение главного в развитии личности ребенка, сохранении самоценности дошкольного детства, актуальность которых нарастает по сей день.Отрадно, что возник взаимный интерес российской и зарубежных систем образования, шла разработка интереснейших проектов, например, Москва и Берлин восемь лет реализовывали совместный проект «Ребенок в большом городе», который начался тогда, когда еще существовала Берлинская стена, а продолжался уже после ее разрушения. В детский сад пришли компьютеры, результатом совместного проекта с фирмой IBM стала разработка универсальной модели развивающего компьютерно-игрового комплекса в детском саду.Активная позиция родительской общественности стала катализатором развития инклюзивного образования. Было понятно, что в детских садах могут быть созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, для интеграции таких детей в сообщество сверстников. Однако в тот момент не было программ, подготовленных кадров, отсутствовала безбарьерная среда, специальные дидактические материалы, а главное, отсутствовала нормативная база, было не сформировано позитивное общественное мнение. Но начался пилотный проект во всех округах Москвы, прошли годы, и видно, что эта работа была ненапрасной, в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» уделено значительное внимание инклюзивному образованию. Известно, что всегда в переломный отрезок времени возникает много нового и трудного, происходят позитивные и значимые изменения, осмысление которых приходит значительно позже.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте