Правительство Москвы приняло пятилетнюю госпрограмму по совершенствованию государственного управления «Совершенствование государственного управления» на 2012-2016 годы.Заместитель мэра Москвы – руководитель аппарата мэра и Правительства Москвы Анастасия Ракова в своем докладе отметила, что госпрограмма «Совершенствование государственного управления» прошла общественное обсуждение, в частности, на официальном портале мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, а также в ходе публичных мероприятий, одним из которых был форум депутатов муниципальных образований Москвы. В ходе обсуждения сделан вывод, что программа актуальна и обеспечена необходимыми людскими, финансовыми и материально-техническими ресурсами.
Основные цели программы – формирование удобной системы предоставления услуг гражданам и бизнесу, ликвидация избыточных административных барьеров, повышение качества предоставления социально значимых услуг, повышение качества государственного управления в целом. Программа состоит из 8 подпрограмм: «Создание и развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг», «Упрощение и регламентация процедур предоставления государственных услуг (исполнения функций)», «Переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде», «Формирование системы комплексного социально-экономического планирования», «Повышение эффективности управления финансами», «Повышение качества и доступности социально значимых услуг, оказываемых за счет средств бюджета Москвы», «Развитие кадрового потенциала государственной службы Москвы», «Совершенствование административно-управленческих процессов органов исполнительной власти города Москвы». В рамках первой подпрограммы по созданию и развитию сети многофункциональных центров предоставления государственных услуг планируется направить на создание и функционирование МФЦ около 17,5 млрд рублей, из них 9,3 млрд рублей – это инвестиции. Задачи подпрограммы – завершить создание сети МФЦ в каждом районе Москвы к 2014 году и обеспечить экстерриториальный принцип оказания государственных услуг, когда каждый житель Москвы вне зависимости от места регистрации имеет право получить услуги в любом МФЦ.В рамках программы Москва должна получить новую стратегию социально-экономического развития до 2025 года и актуализированный генеральный план, будет внедрена система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, будут созданы система контроля, оценки достижений и мотивации ответственных руководителей и специалистов, новые системы отбора и обучения кадров. В ходе обсуждения программы на заседании Правительства Москвы выступили эксперты, которые отметили, что программа хорошо проработана, призвали сделать систему государственного управления более гибкой, активнее задействовать москвичей в управлении городом, обеспечить обратную связь со стороны москвичей.Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- Городское хозяйство Москвы – одно из самых больших и сложных среди других городов страны, поэтому нам нужна эффективная система управления, которая будет поощрять участие москвичей в делах города, инициативу и самостоятельность на всех уровнях власти.В практику работы Правительства Москвы должны быть внедрены современные стандарты управления бюджетными ресурсами: программно-целевой подход к составлению бюджета, регулярная оценка эффективности деятельности органов власти и многое другое. Система отбора кадров для государственной службы должна обеспечивать продвижение наиболее способных и умеющих работать специалистов, что позволит исключить появление в органах власти некомпетентных и коррумпированных чиновников. Кроме того, в рамках программы «Совершенствование государственного управления» мы планируем завершить создание новой системы оказания государственных услуг. Речь идет о многофункциональных центрах, которые будут открыты во всех районах Москвы, и переходе к оказанию услуг в электронном виде по сети «Интернет», что не исключает и обычного механизма предоставления услуг.Программа называется «Совершенствование государственного управления», но вся ее идеология направлена на то, чтобы вовлекать москвичей в государственное управление, что на самом деле очень непросто, учитывая размеры нашего города, численность населения, сложную иерархическую систему государственного управления. Учет их мнения при формировании программ, контроль за исполнением этих программ и конкретных мероприятий – то, что в принципе мы начали уже делать, но эта работа должна приобрести иной масштаб и иную эффективность. Поэтому мне бы казалось вообще правильным, если бы мы эту программу переименовали в программу «Открытое правительство», чтобы она более полно отвечала той идеологии, в которой мы работаем и собираемся в дальнейшем совершенствовать управление городом.Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики», председатель Комиссии по образованию Общественной палаты РФ:- Мои товарищи активно участвовали в работе над программой, у меня впечатление, что это программа рамочная, сложная, такой программе очень легко превратиться в пустую форму, но я считаю, что в основном мы этого избежали, то есть по тем вопросам, которые рассматривает программа, она предлагает содержательные решения, что действительно сложно, учитывая достаточно большую разнородность объектов управления городом. Москве необходимы изменения, а не совершенствование системы управления столичным мегаполисом. Именно изменения, а не совершенствование.Я бы выделил три управленческие ключевые проблемы, решение которых – необходимое условие развития города.Первое – это проблема размеров города и дизайна управленческой системы. Сложившаяся за многие годы система управления оказалась чрезмерно громоздкой, избыточной и иерархичной. Управленческий сигнал в такой системе с очень большой задержкой, в ослабленном виде достигает объектов управления, а обратная информация о возникающих проблемах и о результативности принятых мер часто искажается. Как показывает история недавних лет, ее достаточно просто подменить организованными рапортами. Эта закоснелость управленческой системы накладывается на фактическое отсутствие местного самоуправления, местной инициативы, системы обратной связи. Это не проблема Москвы, это проблема любого мегаполиса, тут отсутствуют условия для местного самоуправления традиционного типа, и мы не можем на него опираться в той степени, в которой мы опираемся на это в других регионах. Москвичи с трудом могут идентифицировать свои интересы с конкретным муниципальным округом – они живут в одном месте, работают в другом, а отдыхают в третьем или четвертом. Для восстановления нормального развития города нужно сделать систему управления более гибкой, в первую очередь использовать потенциал участия москвичей в оценке деятельности власти и принятии управленческих решений, участии в управленческих решениях в той форме, в которой москвичи для этого готовы. Мы должны опираться на преимущества нашего города – это самый высокий в России культурно-образовательный уровень, очень высокая доля пользователей Интернета, и самый главный ответ – это электронное правительство города. Именно электронное правительство, инвестиции в него должны обеспечить быструю обратную связь руководства с заинтересованными жителями путем опросов, форумов, электронных голосований, путем механизма «тревожной кнопки». Электронное правительство вдобавок имеет потенциальные механизмы электронных административных регламентов, до которых мы дошли в федеральном правительстве и на которые, я считаю, Москва может перед любым другим регионом России перейти первой. Электронный административный регламент – это успешная форма борьбы с недобросовестностью чиновников на исполнительских этажах, они имеют встроенный механизм контроля автоматического, конечно, нужно не пожалеть ресурсов (и я знаю, что такого рода работа идет) соответствующих программ на их развитие.Второе: Москва – город-чемпион по размеру образования, культуры, здравоохранения, по качеству лучшей части образования, культуры и здравоохранения, но мы до сих пор не можем обеспечить естественный отбор организаций и проектов этой сферы. Внутренняя конкуренция рядом с высоким качеством спокойно существует, она очень низкая. В программе предусматривается переход на программное управление. Очень важен переход на программы (и он начал уже осуществляться), который позволяет сконцентрировать ресурсы города на очевидных приоритетах, упростить мониторинг и оценку результатов органов исполнительной власти, каждого государственного служащего. Программное управление, выделение ключевых показателей для каждого департамента и достижение набора ключевых показателей – это то, чего не хватало сложившейся системе управления городом.Третье: кадровый корпус гражданских служащих города всегда отличался стабильностью и за многие годы сросся с определенными бизнес-интересами. Сейчас, в общем, заменили два верхних этажа, но система отношений в управленческой среде до сих пор старая, основанная в большей мере на личных связях и коррупционных мотивах, чем на эффективном контракте с городом. Должна быть использована рейтинговая система оценки на основе прозрачных и понятных показателей. Департамент образования недавно сделал первый рейтинг школ на основе двух простых и проверяемых показателей – ЕГЭ и победы в олимпиадах. Эксперты от образования – разнородные, в общем, не сильно любящие друг друга, – собравшись, не нашли ни одного расхождения между своим представлением о том, что есть хорошая школа, и тем, что получилось в рейтинге по этим объективным показателям. Я думаю, что другим департаментам имеет смысл изучить вот этот опыт рейтинга по нескольким простым и, самое главное, проверяемым показателям, пусть они будут неполны, но люди будут им доверять.Нужны экспертно-консультационные советы при органах исполнительной власти. Вовлечение граждан в управление может идти скорее по пути консолидации людей, заинтересованных в том или ином вопросе, направлении политики, – такой клубной формы вовлечения граждан. Это в первую очередь, конечно, должны быть эксперты, представители профсообществ, заинтересованных некоммерческих организаций. Мне кажется, что общественные советы должны утверждать вышестоящие органы управления, а не сами департаменты, они должны иметь независимость в формировании повестки дня и формулировке вопросов. Нет необходимости передавать им какие-то полномочия, надо просто обеспечить публичность их работы через СМИ и Интернет. Этого, в общем, вполне достаточно, для того чтобы мы имели внятную обратную связь.Сегодня очень важно качество бюджетных услуг. В Москве, где есть крайне неоднородный спектр качества, нужно обеспечить для потребителей возможность эффективного выбора. Первый инструмент – нормативное финансирование, в госпрограмме это предложено, привлечение негосударственных организаций к оказанию услуг, обеспечение потребителей необходимой информацией. В рамках нормативного финансирования предусматривается применение базового норматива индивидуальных коэффициентов, это как раз то, что эксперты считают сейчас в основном наиболее эффективной формой нормативного финансирования, будь оно привязано к человеку или к услуге. Но сейчас предусматривается, что финансирование еще будет носить индивидуальный характер. Это оправдано только на начальном этапе. По моему убеждению, в Москве нет необходимости долго задерживаться на уровне якобы индивидуализированных нормативов, в Москве нет сел, нет сельских поселений, нет малокомплектных школ. Мы вполне можем перейти на единые нормативы и три-четыре повышающих коэффициента применительно к разным сферам деятельности.Каким образом быть с расширением доли негосударственных автономных учреждений? Сейчас только 3% негосучреждений участвуют в оказании бюджетных услуг социальной сферы. Мне кажется, есть приоритетные секторы, где у нас не хватает таких услуг, – детские дошкольные учреждения, отдельные виды медицинской помощи. Здесь надо создать специальные программы, обеспечивающие благоприятные условия для привлечения негосударственных организаций при бюджетном финансировании. При этом надо развивать и другую сторону, которая, мне кажется, еще не получила отражения в программе: бюджетные учреждения должны быть ориентированы на оказание всего возможного спектра дополнительных платных услуг, разумеется, при условии выполнения государственного задания.Еще один важный инструмент управления качеством – установленные требования и стандарты. Москва имеет реальную возможность управлять качеством через установление своих стандартов, повышенных по отношению к федеральным. Мы начали это делать применительно к общеобразовательной школе. Мне кажется, что надо сделать следующие шаги, я предлагаю, чтобы каждый департамент подумал о том, какого рода повышенные стандарты – повышенные не для того, чтобы деньги потратить, а повышенные с учетом и повышенных культурно-образовательных требований населения – мы можем предложить в той или иной сфере деятельности.За последний год произошло обновление верхнего эшелона руководителей. Скажу прямо, что тяжело идет, по нашим ощущениям, смена стиля работы основной массы городских управленцев. Инициатива руководства города, насколько я его понимаю, – это привести новую генерацию управленцев, в том числе в первую очередь имеющих опыт работы в современном бизнесе. Нужно мобилизовать те инструменты, которые давно используются в практике бизнеса, но которые никак не удается эффективно реализовать в системе госслужбы, – прозрачная система стимулирования эффективной служебной деятельности.Помимо зарплаты важно создать такую атмосферу, чтобы городским управленцам было интересно работать. Имею в виду планирование карьеры, обязательные перемещения, стажировки на других рабочих местах, обмены между округами, между учреждениями, повышение квалификации.
Комментарии