С дискуссиями по модернизации образования покончено. Перешли к делу. Выполняя решение министерства, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ приступила к работе с руководителями муниципальных органов управления образованием. Повышать их квалификацию начали в мае и закончат в декабре 2002 года. И тогда, надо полагать, модернизация пойдет “в глубь” системы, будет проводиться в жизнь осмысленно и с энтузиазмом.
Основная масса слушателей – 2800 человек из разных регионов России поэтапно пройдут учебу в Москве, 250 дальневосточников – в Хабаровске. Как мы видим, организовано большое дело, практически поднята вся Россия, оплачена поездка в столицу огромного числа людей, не говоря уже о том, сколько ученых и министерских чиновников задействовано в этом процессе. Но зачем? Ведь приказы не обсуждаются, а исполняются.
– Для того чтобы понять, что происходит, надо сделать маленькое вступление, – говорит ректор академии, профессор доктор педагогических наук Эдуард Никитин. – Модернизация образования РФ, которая после всех одобрений уже официально вступила в фазу реализации, к сожалению, не имеет, как говорят в последнее время, пиара, рекламы в хорошем смысле. Практические работники, педагоги, учителя, директора школ, руководители органов управления образованием не понимают, о чем, собственно, идет речь, что предполагает сделать по концепции модернизации Москва, как это коснется каждого школьника, родителя, что будет происходить в регионе, как изменится содержание образования, сколько лет дети будут учиться, по-новому ли, по-старому… Нет понимания в этом вопросе у общественности, в том числе и педагогической. И это несмотря на то, что мы уже целый год проводим эксперимент, отрабатываем принципиальные вопросы модернизации, обсуждаем уже не идеологию, а механизмы модернизации. Вот и решили собрать тех, кто у себя в городе, районе задает тон в системе образования, от кого зависят реальные шаги по ведению реформы, ведь школа – это муниципальное учреждение, финансируемое и управляемое местными органами власти. Самое главное, что мы даем нашим слушателям, – ответ на вопрос: что менять и зачем менять в образовании?
Вместе с первым потоком управленцев – заведующими районными и городским органами управления образованием Брянской, Воронежской, Костромской областей – я побывала на лекции зав.кафедрой управления образования академии кандидата педагогических наук, профессора Николая Решетникова. Она была посвящена вопросам управления и инспектирования образовательных учреждений. И убедилась, что действительно занятия строят таким образом, дабы раскрыть глаза просвещенцам, заставить их посмотреть на себя и свою работу как бы со стороны, показать, насколько отстала современная российская школа от мирового уровня, передовых образовательных концепций и стандартов. “Единственная отрасль в стране, в которой не осознают, что живут при другой экономике, – образование”, – говорил лектор, имея в виду, конечно же, образование как государственную сферу деятельности. Ибо в “тени” процесса рыночные отношения развиваются, как нигде, бурно. За репетиторство в начальной школе, по его словам, берут 10 долларов в час, 150 – в старшей. О чем это говорит? Нужно качественное образование. 70 процентов родителей готовы оплачивать дополнительные услуги – это и есть образовательные потребности населения, которые должны изучать гороно и роно. Не допекать директоров своими проверками, чтобы те, в свою очередь, допекали учителей, а вместе с директорами и учителями, во-первых, работать над качеством образования и, во-вторых, изучать спрос населения на образовательные услуги в своем регионе, организовывать работу подведомственных им учреждений по оказанию этих услуг. Кто должен оплачивать их – родители, государство, фонды, организации, решает общество.
В старой системе управления в основе лежит “презумпция виновности” работника образования. Она кроется в необходимости директора и завуча ходить на уроки учителей и поучать со своей колокольни. Представим себе картину, когда директор или диспетчер автотранспортного предприятия сидит в кабине водителя и учит водить автобус… Управленец в образовании берет на себя очень много – за 210 учебных дней посетить сотни уроков и мероприятий. Эту работу выполнить практически нельзя, поэтому ее… имитируют. Вот и форму хорошую придумали: вести тетради посещаемости уроков. Такая логика приводит к тотальному росту объема работ, но не к качественному росту и переходу на новые рельсы управления и обучения. Академия предлагает альтернативу – “презумпцию профессионализма” учителя. Но, с другой стороны, если учитель профессионал, его что, не нужно контролировать? В каких случаях директор может не доверять учителю?
Профессор Решетников говорил о простых и понятных для цивилизованного мира вещах, а создавалось впечатление, будто он делал какие-то открытия. Вот одно из них: качество – это мера соответствия современным требованиям, предъявляемым к образованию. Но, как известно, оценка, понимание того или иного явления, предмета зависят от того, с какой точки зрения на него смотреть. Самым хорошим компьютером плохо забивать гвозди, а в супермодных босоножках неудобно ходить по снегу. Так какие же требования предъявлять, чтобы улучшить качество? Сделать кнут пожестче, а пряник послаще? Не идет. Вложение средств в образование не всегда повышает его качество, наоборот, мотивация обучения значит больше, чем затраченные средства. Вспомним послевоенные годы. Может, надо разработать программу развития и спрашивать затем по ней?
Необходимо целевое повышение качества образования, нужно методично заниматься ликвидацией пробелов в работе педагогов. Задача учебы в институтах повышения квалификации – научиться тому, чего не знаешь и не умеешь. Однако ни один подчиненный не хочет, чтобы администрация узнала, чего он не умеет. Но это весьма деликатная сфера. Кто должен определять, что человек не знает и где ему нужна помощь?
…Заведующие отделами образования слушали лектора академии затаив дыхание. Они поняли, что рано или поздно им придется перестраиваться, прежде всего психологически, учиться менеджменту, а не просто новым формам управления, по-другому строить работу своего ведомства. Иначе грозит расставание с любимой работой. Решетников так и сказал: “Смотрите, придут управленцы с дипломами менеджера качества – первые специалисты уже вышли из стен вузов. Они и займут ваше место”.
А потом мы с ними поговорили. И я окунулась несколько в иную атмосферу. В Москву, в Академию повышения квалификации, в своем большинстве прибыли люди из российских глубинок. Приехали со своими проблемами, с той реальной картиной образования, которая есть и не изменится так быстро при всем желании. Слушая о “высоких материях”, наверняка многие из них думали о незалатанных крышах в детсадах и школах, о зарплате, что вот-вот нужно выдавать, а денег нет, о грядущих экзаменах и отпусках учителей.
Но даже при всем этом впечатление от курсов хорошее, они нужны и полезны, отмечают слушатели.
– Я 15 лет работаю в должности руководителя роно, а впервые на таких курсах, – говорит заведующая отделом образования администрации Дубровского района Брянской области Таисия Бородина. – Курсы много дали нам. Во-первых, хорошую юридическую базу – то, чего не хватает в нашей повседневной работе. Во-вторых, мы ехали сюда с наболевшими вопросами: как сохранить сельскую школу, как осуществить ее модернизацию, как улучшить качество образования, создать профильную школу и, самое, на мой взгляд, главное, как управлять человеческими ресурсами? И мы услышали ответы на свои вопросы. Нам стала ясна позиция Министерства образования, та линия, которую оно проводит. Но все-таки есть и замечания. Взять эксперимент, который проводится в нескольких регионах по “обкатыванию” системы модернизации. Как мне кажется, он не приведет к ожидаемым результатам, потому что в ней чувствуется сильная ориентация на Запад, а наши особенности не учтены. Например, профильные классы у нас в районе мы открываем в городских и крупных поселковых школах, а в сельских, где по 5-10 человек в классе, это нереально.
А коллега Бородиной зав.отделом образования Погарского района Евгения Лашина подчеркнула, что у них в школах профилизация, в сущности, началась до того, как идею “спустили” сверху. Это было вызвано тем, что сельским ребятам надо было давать практические знания, учить такому делу, которое позволит им зарабатывать себе на хлеб и с которым они не пропадут в жизни. Раньше они делали это интуитивно, сейчас – вооружившись научными и методическими знаниями. Начальник отдела образования г. Клинцы Валерий Полозок говорит, что на курсах разобрался с ЕГЭ и теперь сможет донести смысл и механизм проведения новой формы испытаний для выпускников до своих людей.
14 потокам слушателей академия планирует растолковать “ведущие направления в деятельности органов управления в условиях модернизации системы образования в Российской Федерации” (именно так называются курсы). Однако тревожен тот факт, что приезжают далеко не из всех регионов России. Кто-то объясняет это тем, что финансов на это не хватает, кто-то ссылается на то, что заведующим отделами образования обо всем этом уже рассказали областные чиновники. Так, как они это поняли…
Ирина КАМИНСКАЯ
Комментарии