В 1998 году в составе МГПУ по инициативе ректора университета Виктора Рябова и при активной поддержке руководителя Комитета по образованию Правительства Москвы Любови Кезиной был создан экономический факультет (впоследствии Институт менеджмента).
Характерной особенностью деятельности института во все годы его существования была и остается высокая динамика процесса совершенствования содержания и методов обучения, расширение номенклатуры образовательных программ, развитие кадрового потенциала, диверсификация форм подготовки, в наибольшей степени учитывающих запросы студентов, особенности их профессиональной деятельности. Однако, несмотря на все изменения, основной задачей остается подготовка высококвалифицированных специалистов в области экономики и управления для социальной сферы столицы, нацеленная на перспективный кадровый заказ экономики Москвы. Наглядной иллюстрацией этого тезиса стало заключение в 2000 году Правительством Москвы (Управлением госслужбы и кадров) долгосрочного договора с МГПУ на подготовку по форме обучения «экстернат» государственных служащих, работающих на разных должностях и по разным профессиям в городском хозяйстве столицы, по сей день немало наших выпускников трудятся (в том числе на руководящих должностях) в системе социальной защиты населения Москвы, в системе столичных ЗАГСов, префектурах и управах, жилищных инспекциях и отделах внутренних дел и многих других службах экономической и социальной сферы столицы.В целом концепция развития ИМ исходит из положения о том, что в широком смысле педагогический университет призван решать не только задачи подготовки педагогических кадров для системы образования, но и задачи педагогического образования населения в целом, и прежде всего его социально ориентированной профессиональной группы специалистов, работающих непосредственно с людьми. С первых дней своего существования экономический факультет МГПУ активно включился в решение всех сформулированных задач. Первый набор абитуриентов на факультет осенью 1998 года осуществляли на специальность «менеджмент организации» (МО). Впоследствии к ней добавились и «государственное и муниципальное управление» (ГМУ), и «управление персоналом» (УП), а с 2012 года в институте стали реализовывать магистерские программы сначала по направлению «менеджмент», а затем и по направлению «педагогическое образование». В будущем 2015-2016 учебном году в Институте менеджмента подготовка будет проходить уже по 8 магистерским программам. Всего за 16 лет своего существования экономический факультет и ИМ выпустили более 4800 специалистов!Время подтвердило правильность принятых на этапе становления экономического факультета решений относительно стартового набора специальностей подготовки, в Тарифно-квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Педагогические должности») сформулированы квалификационные требования к должностям руководителей образовательных учреждений и их заместителей, в числе прочих – необходимость экономического образования. Нелишне отметить, что проект профессионального стандарта руководителя в сфере образования еще в большей степени усиливает требования к менеджерской подготовке администраторов образования. Таким образом, те выпускники ИМ, которые нацелены на работу в системе образования и следуют известной пословице «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», уже имеют своеобразный базовый квалификационный «бонус».Естественно, что предоставленные ИМ предпосылки карьерного роста в еще большей степени относятся к выпускникам, уже работающим в системе образования, и тем более к лицам, включенным в резерв на замещение руководящих должностей, причем с переходом на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат-магистратура) шансы для достижения требуемой квалификации существенно расширились за счет возможности поступления в магистратуру, в том числе для действующих руководителей ОУ, их заместителей, руководителей структурных подразделений. В Институте менеджмента с этой целью, помимо прочих, специально разработаны магистерские программы «Менеджмент в системе образования» и «Экономика и управление в образовании». Первая из этих программ непосредственно реализует требования к квалификации руководителей образовательных организаций, вторая открывает дополнительные профессиональные возможности для работы в образовательных учреждениях. Происходящий в настоящее время процесс укрупнения ОУ, объединения их в многофункциональные образовательные комплексы обуславливает дальнейшее расширение и усложнение финансово-экономических функций управления этими комплексами. Здесь уже необходим заместитель директора по финансово-экономическим вопросам, полноценная бухгалтерия, специалисты которой владеют особенностями ведения бухгалтерского учета в соответствии с новым Законом «О бухгалтерском учете», вступившим в действие в 2014 г. Целесообразна также организация службы внутреннего аудита, нужны специалисты для организации закупок в контрактной системе. Наряду с приобретением этих квалификаций подготовка по упомянутой программе позволяет выпускнику вести факультативные занятия по экономике в школе. Первый выпуск магистров по программе «Экономика и управление в системе образования» состоится в нынешнем учебном году. В прошлом учебном году был первый выпуск магистров по программе «Менеджмент в системе образования»; примечательно, что практически все магистры – работники системы столичного образования, среди них едва ли не самый молодой в Москве директор образовательного комплекса Артур Максаев, заведующий отделом одного из центров ДПО Сергей Козлов.Особое место в педагогической деятельности коллектива Института менеджмента занимала и занимает многоплановая работа по формированию финансово-экономических компетенций менеджеров образовательных учреждений. Будучи советником Любови Кезиной по экономике, декан факультета Михаил Левицкий вместе с профессором факультета Тамарой Шевченко и заместителем руководителя Комитета по образованию Москвы Еленой Никоненко реализовали множество программ по финансово-экономическому всеобучу директорского корпуса общеобразовательных учреждений города, аттестации уровня финансово-экономической грамотности руководителей ОУ разных типов и видов. Была разработана не имевшая на тот период аналогов учебная модульная программа подготовки заместителей директоров общеобразовательных учреждений по финансово-экономическим и правовым вопросам. По этой программе только для школ Южного округа Москвы были подготовлены свыше 150 таких специалистов.Ведущие специалисты ИМ оказывали и продолжают оказывать практическую помощь администраторам ОУ как в Москве, так и в других регионах РФ в виде консультаций, семинаров, внутреннего аудита по отдельным аспектам финансово-хозяйственной деятельности. Широта регионального охвата позволяет предлагать наиболее эффективные решения тех или иных проблем методами, хорошо зарекомендовавшими себя на практике.Исторически сложившаяся направленность подготовки сегодня обогащена новыми образовательными программами в сфере образования и педагогики. Открывается новая программа для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» – «Обществознание и экономика», предназначенное для подготовки высокопрофессиональных учителей обществознания и экономики. Следует отметить, что это будут учителя со знанием экономической действительности, практических особенностей экономической и управленческой деятельности и обладающие педагогическими знаниями и навыками практической работы.Если на начальном этапе организации экономического факультета в его составе была лишь одна кафедра, то в настоящее время в ИМ работают 6 кафедр и экономический колледж с общим числом преподавателей более 100 человек, подавляющее большинство из которых имеют научные звания и ученые степени. После присоединения к Институту менеджмента кафедр Института делового администрирования (ИДА), располагающегося в Зеленограде, у абитуриентов появилась возможность воспользоваться преимуществами непрерывного образования, так как вместе с кафедрами ИДА в состав института вошел и экономический колледж, куда школьники могут поступить учиться после 9-го класса, чтобы затем продолжить обучение в структуре высшего образования по любой из представленных в институте бакалаврских программ, а затем и, если будет такое желание, осилить одну из магистерских программ, которых в институте немало. Зеленоградская площадка ИМ сегодня активно взаимодействует со школами, студенты и преподаватели проводят со школьниками деловые игры и факультативные занятия. Кроме того, продолжается международное сотрудничество, специалисты МГПУ осуществляют научное руководство иностранными студентами.Таким образом, сложившаяся структура помогает заложить основы сетевого взаимодействия – новшества, введенного Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу 1 сентября 2014 года. А ведь такое взаимодействие возможно не только и не столько путем одного юридического оформления, оно реализуется путем проявленного интереса, открытой инициативы, инновационной составляющей, генерации информационного пространства и объединения всех ресурсов.Важную роль в формировании профессиональных корпоративных ценностей, развитии «командного духа» играют такие формы внеаудиторной деятельности, как работа студентов над коллективными проектами и защита соответствующих бизнес-проектов. В качестве примеров успешных проектов, отмеченных призами на конкурсах научно-технического творчества, можно привести разработку в области реорганизации управления городским общественным транспортом в Москве, бизнес-плана студенческого туристического агентства Student’s dreams. Этой же цели служат и ставшие традиционными межвузовские олимпиады по менеджменту на базе ИМ, в которых принимают участие различные университеты Москвы, в частности: РГСУ, МЭСИ, ГУУ, МЭГИ. На «Ярмарке проектов», проводимой в рамках Дня науки МГПУ, внимание жюри привлек теоретический проект «Модель мультипликатора инвестиций на основе производственных расходов», разработанный аспирантом Института менеджмента. Научная новизна состоит в разработке новой концепции анализа мультипликационного эффекта инвестиций на основе производственных расходов предприятия-реципиента.Особое место в формировании необходимых менеджеру качеств личности занимает спорт – своеобразная модель жизни. Под влиянием спорта у человека формируются такие качества, как целеустремленность, прогноз ситуации, лидерство, организаторские способности, способность брать инициативу на себя, способность работать в команде, жертвовать чем-то ради достижения цели и многие другие. Этому аспекту подготовки студентов в ИМ уделяют особое внимание, которое отражается и на результатах. В командных соревнованиях в рамках университетской спартакиады сборная ИМ в 2014 году в четвертый раз за последние пять лет завоевала чемпионский титул. Развитию лидерских качеств у студентов способствует их участие в работе таких различных молодежных организаций, как «Гражданская смена», молодежные форумы («Селигер», «Информационный поток», медиафорум), Международный фестиваль «Детство без границ». Проект «Гражданская смена» объединяет более 5 тысяч людей из разных вузов столицы. Миссия этого проекта – помочь каждому максимально развить свой потенциал.Для формирования креативного мышления будущих менеджеров в ИМ с 2000 г. существует Экономический клуб, на заседаниях которого обсуждают в том числе и студенческие доклады по различным проблемам российской и зарубежной экономики. Лучшие из этих докладов публикуют в специальной серии «Экономические проблемы современности», издаваемой в инициативном порядке в ИМ в течение 12 лет. На этой площадке нет ни экзаменаторов, ни экзаменующихся. Ребята на равных правах с преподавателями участвуют в дискуссиях по конкретным темам, получают возможность свободно выразить свою позицию по той или иной проблеме. Тем самым решается задача приобщения студентов к научно-исследовательской работе. Они должны соблюдать только одно правило: их суждения должны быть аргументированы, подкрепляться конкретными данными: статистикой, фактами. Такой подход учит ребят тщательно готовиться к выступлениям, подбирать необходимую, актуальную информацию, анализировать ситуации, полемизировать, формулировать свою позицию по конкретной проблеме, решать реальные жизненные проблемы, проявлять неординарность мышления, творческий подход. Кроме того, подобная форма общения преподавателей и студентов позволяет выяснить не только то, что знает студент, но и как он пришел к этим знаниям, подталкивает к диалогу между преподавателем и студентом, повышает авторитет преподавателя и вызывает интерес у студента к обучению, к самостоятельной работе.Важный элемент воспитания студенческой молодежи – формирование в их сознании преемственности культурного кода в целом и преемственности научного знания в частности. Реализации этой задачи служит созданный энтузиастами Института менеджмента «Музей экономики и быта». Его экспозиция вызывает неизменный интерес не только у студентов и преподавателей, но и у населения микрорайона. Музей среди всего прочего играет существенную роль в профориентационной работе института. Экспозиция другого музея – В.А.Жамина уникальна тем, что это практически единственное в России жизнеописание основоположника советской экономики образования. Музей стал важным фактором приобщения студентов к истокам отечественных научных школ. Немаловажно формирование корпоративной культуры – приобщение студентов к университетским и институтским традициям, в частности, организация праздников «Посвящение в студенты», «Дни науки», «Вручение дипломов» и многих других.В ИМ сложился особый стиль общения преподавателей и сотрудников со студентами. Его трудно охарактеризовать каким-либо одним определением. Возможно, это «уважительное доверие», но проще отметить, чего в этом общении нет: менторства, морализирования, презумпции априорной правоты, панибратства и многих других интонаций, которые порой интуитивно ощущают чуткие души вчерашних школьников.Коллектив преподавателей, сотрудников, аспирантов, магистрантов и студентов ИМ, руководимый с самого основания экономического факультета д. п. н., профессором, DBA (экономика), заслуженным работником высшей школы РФ, академиком РАО Михаилом Левицким, в качестве стратегических целей своего развития ставит не только высокое качество решения профессиональных задач в части подготовки высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов, но и поддержание высокого уровня корпоративной культуры.
Комментарии