Управленческие компетенции имеют многоуровневую конструкцию и содержат в себе набор навыков и умений, которые можно назвать узкими компетенциями.
Например, компетенция «Коммуникабельность» состоит из умения управлять конфликтом, вести переговоры или сложные беседы с подчиненными и способности организовывать групповую дискуссию.
Обучение всему комплексу навыков в тренинговом формате займет у руководителя 3‑5 дней, а мы помним, что взрослый усваивает новое знание только в случае его немедленного применения. Так сформировался совершенно определенный запрос:
– получение инструментов в рамках узкой компетенции;
– короткий, но практико-ориентированный формат.
Управленческий конструктор – это перечень коротких тренингов, заточенных на освоение нескольких инструментов в рамках одной узкой компетенции. Например, на тренинге «Организация группового обсуждения» директор за четыре часа разрабатывает сценарий интерактивного педсовета по актуальной для него теме, тренинг «Управление конфликтом» дает возможность узнать основные алгоритмы решения конфликтных ситуаций, а тренинг «Развитие аналитического мышления» позволяет получить рабочие инструменты для выработки качественных управленческих решений.
Прийти к осознанию своих точек роста руководитель образовательной организации может разными путями:
– неразрешенная или неудачно разрешенная рабочая ситуация;
– немедленная потребность (например, общение с журналистами);
– регулярная самооценка с дальнейшим планом личного развития;
– необходимость оценки потенциала управленческой команды;
– работа на тренажере московского директора, который позволяет увидеть дефициты в командной работе или в системном мышлении.
На данный момент в управленческом конструкторе больше тридцати «деталей» – тренингов, из которых можно создать каркас как для собственного развития, так и для развития своей управленческой команды. Гибкий формат конструктора меняется по мере возникновения новых запросов управленцев.
Каждый тренинг наполняется реальными задачами, основанными на практике работы школ. Именно поэтому тренинги проходят всегда живо, а иногда и с ожесточенными спорами по теме в поисках верного решения. Популярность данной формы растет поскольку, во-первых, это возможность получить рабочий инструмент здесь и сейчас, а во-вторых, это шанс получить немедленную обратную связь как от тренера, так и от коллег.
Проектный офис директора школы – структура, которая стандартизирует процессы управления проектами и способствует обмену ресурсами, инструментами и алгоритмами. В Московском центре развития кадрового потенциала образования в ходе работы дискуссионной площадки встретились управленческие команды школ, которые используют в своей работе проектный офис как один из инструментов управления. Спорили, высказывали противоположные точки зрения, но по некоторым вопросам все же пришли к общему пониманию, например, того, что управление через проектный офис – это:
– вовлеченность не только управленческой, но и всей школьной команды (инициаторами изменений становятся не обязательно управленцы, а как раз те, кто не входит в управленческую команду, но хотят изменений, видят новые пути в достижении цели; эти участники команды предлагают, реализуют и выводят проект на целевые показатели, установленные управленческой командой);
– правильная расстановка приоритетов – стратегическое управление;
– концентрация сил;
– прозрачное разделение полномочий и ответственность за полученные результаты;
– автоматизация процессов;
– рациональное использование ресурсов;
– рост профессионального уровня сотрудников.
Мы для себя понимаем, что преимущества проектного управления в какой-то степени связаны с делегированием части полномочий не только заместителям директора, но и активным участникам проектных групп, то есть людям, которые генерируют идеи. Как правило, это молодые инициативные педагоги, готовые двигаться вперед, развиваться, предлагать нестандартные решения для сложных задач – это их очень стимулирует в работе, – рассказал директор школы №1454 «Тимирязевская» Олег Глухих.
Управленцы, использующие в своей работе проектный офис как один из инструментов управления, отмечают, что это систематизирует выполнение проектов, мотивирует сотрудников, совершенствует систему управления, способствует достижению конкретных проектных целей и своевременному получению измеримых результатов.
Комментарии