Есть такая профессия – Родину защищать. И любить ее, без этого никак. От былинных полуфантастических богатырей до офицеров современных спецподразделений, от президента до простого русского парня – ко всем ним можно относиться по-разному, но все это наши защитники – страны, семьи, будущего. Они герои книг, фильмов, песен, а с некоторых пор и клипов на них. И они не так уж редки именно в России, знавшей в истории разные времена. Итак, тема войны и мира глазами современников. Я сознательно не стала включать в этот обзор, например, группу «Любэ», иначе он мог бы состоять только из их репертуара. Потому мои изыскания были среди «гражданского населения» нашего шоу-бизнеса.
Жасмин. «Самый любимый». 2004. Режиссер Олег Гусев
Тема Великой Отечественной войны в клипах с какого-то момента стала появляться все чаще. То ли у молодежи проснулся реальный интерес к истории, то ли ностальгия по искренности, гениально транслируемой старыми черно-белыми фильмами. На сей раз случай в некотором роде особый. В самой песне Жасмин нет намека ни на войну, ни хотя бы на срочную службу. Однако сюжет (идея принадлежит Жасмин) возвращает нас в атмосферу сороковых и тех самых фильмов. История, рассказанная нам, так же как и вся военная литература, музыка и кинематограф, не столько о войне и масштабности батальных сцен, сколько о жизни конкретного человека в конкретных предлагаемых обстоятельствах. О дружбе, любви и верности. Клип похож на настоящее кино не в последнюю очередь и благодаря актерской игре участников (один из главных героев – Алексей Панин). Даже массовка выглядит здесь не случайными и хаотично двигающимися людьми, каждый из попадающих в кадр тоже действует – взглядом или жестом. Лица, их мимика и эмоции имеют здесь большое значение. Не менее важным оказалось и цветовое решение. Клип цветной, но эта цветность приглушена, перед нами будто бы ожившие, немного выцветшие от времени фотографии, где слегка желтоватый отсвет на всем гармонирует с классическим хаки солдатского обмундирования и общим не располагающим к яркости цветовым «маскировочным» аскетизмом, свойственным военному времени и так аутентично отображенным в клипе. И выделяются на этом фоне лишь красные флаги Победы в финальных кадрах. Жасмин до некоторой степени повезло с ролью, ведь по сюжету она становится медсестрой, а это первая специальность певицы. По сюжету Жасмин провожает на фронт своего любимого человека. Герои уверены, что все будет хорошо, будут победа и новые встречи. Залог верности – талисман-бабочка. Героиня Жасмин становится госпитальной медсестрой – показаны бессонные ночи или сон урывками, когда ей снится их счастливое воссоединение после войны. Но этой встрече не суждено было произойти. Эта драматическая история о том, как людей разлучала война: кого – лишь до Победы, кого – навсегда, о верности и надеждах, несмотря ни на что. «За тобой пойду сквозь радость и беду…» Отдельное спасибо гримерам и стилистам, позволившим Жасмин «сыграть» лицо, практически лишенное косметики, и примерить простое платье по моде сороковых годов. Просто смотрите и всматривайтесь. Проникновенно и человечно.
Алена Апина. «Леха». 1993. Режиссер Филипп Янковский
Пожалуй, самый «древний» экспонат в этой «коллекции» клипов. Начало девяностых, тот странный, смутный клочок времени, уместившийся аккурат между Афганом и Чечней, когда вдруг особым шиком среди пацанов стало «откосить» от армии, изобретая себе неизвестные науке болезни и избегая вручения повестки всеми возможными способами. Тех, кому фантазии не хватило, ждала двухлетняя служба, и хорошо, если не отправляли в очередную горячую точку. Клип Алены Апиной снят так, будто его склеили из кусочков, не связанных друг с другом почти ничем. С одной стороны – Алена, меняющая наряды как минимум три раза, с почти «стоячей» челкой по моде того времени (вот куда уходила у девчонок добрая половина маминого лака для волос!), пританцовывающая то на белом фоне с огромными красными звездами, то на бордовом. С другой стороны, черно-белые кадры армейских будней, где интересна прежде всего операторская работа (съемка снизу). Неоднократно мы видим парня в военной форме и с выражением лица, на котором мука мученическая, он тоже скучает по лирической героине и всем видом показывает, как допекла его армейская муштра. Парень этот не кто иной, как молодой Валерий Николаев. Так же как и режиссер клипа, он вертелся, как умел, в то время, когда большое кино в России почти не снималось. Что касается клиповой эстетики того времени, то тогда в клипах стал появляться более-менее осмысленный сюжет. Этот видеоролик нельзя назвать шедевром, тем не менее он был весьма популярен среди подростков околопризывного возраста. Он в какой-то степени отражает свое время, где тема армии звучит противоречиво: простых парней отрывают от всего привычного, отправляя в неизвестность, а девчонки, конечно же, ждут, пританцовывая на дискотеке в куртках в стиле «милитари» под задорный мотивчик. Ничего, должен же кто-то служить своей стране, так же как должен кто-то снимать клипы, пока не снимаются фильмы. Надо только перетерпеть. Получилось симпатично, с легкой грустинкой.
Юлия Паршута. «Месяц май». 2016. Режиссер Юлия Мельникова
Клип на эту песню для экс-участницы проекта «Фабрика звезд» Юлии Паршуты очень важен, поскольку сама песня – часть истории ее семьи. Текст написан отцом Юли Василием Паршутой, а та самая девушка в маленьком грузовичке, о которой поется, – Юлина бабушка, которая была военным шофером. Клип снят в черно-белой гамме. Мы видим не осевший до конца черный пепел и медленно движущихся людей, как будто выхваченных из разного времени и разных возрастных и социальных категорий: молодой солдат, срывающий с себя в замедленном кадре пилотку (и на лице сразу все эмоции – и радость, и горе от оставшихся позади многих потерь), ветеран в пиджаке с наградами, молодая девушка (Юля), одетая современно, как для сцены, в полупрозрачное белое платье. Поначалу ее присутствие кажется как бы неуместным. Но потом понимаешь, что задумка режиссера в том, чтобы показать народ-победитель вне времени и на все времена, показать эту незримую связь поколений и напомнить, что Победа была для того, чтобы нынешняя молодежь не знала страха войны, не допустила ее повторения, чтобы была возможность видеть красоту, да вот хотя бы девушек в сценических нарядах или ветеранов с благородной сединой. И лишь неисчезающий черный пепел напоминает о том, что еще живы воспоминания. Герои клипа идут-бегут навстречу друг другу, чтобы, воссоединившись, уверенным шагом идти туда, где свет, где осядет когда-нибудь пепел всех войн. Победа случилась благодаря надежде на тот месяц май.
Леонид Агутин и «Отпетые мошенники». «Граница». 2003. Режиссер Андрей Сергеев
«Ты прости, мама, что я был такой упрямый. Но я служить должен так же, как все…» Середина нулевых – это уже не девяностые, породившие поколение слишком домашних мальчиков или – другая крайность – криминализованных личностей. К тому времени основные горячие точки подостыли, а новые еще не вспыхнули. Пора было поднимать престиж армии, про которую просачивались иногда в свободный доступ, возможно, неправдоподобно страшные истории. На этом фоне появлялись сериалы «Солдаты» и «Кадетство». Удобно вклинилось в этот тренд и видео на песню «Граница». Эта, как нынче бы сказали, коллаборация Леонида Агутина и группы «Отпетые мошенники» интересна в том числе и тем, что здесь мы видим столкновение двух поколений. Агутину, давно переросшему свою «босоногость», досталась в клипе роль уже бывалого солдата, который рассказывает новобранцам об армейской жизни, развлекает их, как умеет. В роли новобранцев троица парней, которые за кадром клипа не все-то и в армии служили, чуть ли не из школы нырнув в шоу-бизнес. Черные очки, модные стрижки, самоуверенные жесты – любимцы девчонок, им пока любое «всяко-разно» и незаразно, и, по сути, неведомо, хулиганы, любители хорошо провести время, пустить пыль в глаза, одно название – «Отпетые мошенники». Они отправляются в армию, смотря на мир с оптимизмом, романтизируя службу в Погранвойсках, уверенные, что все будет отлично и они вернутся домой настоящими мужчинами. Все это воспринимается ими как возможность вырваться из дома и просто большое приключение. Клип, снятый под Питером, получился весьма динамичным. Он начинается с крика «Рота, подъем!», после которого происходит движуха, не оставляющая свободного времени. Солдаты шустро, прямо под музыку расхватывают автоматы, выполняют на скорость какие-то задания, почти играючи перебегают болото и отстреливаются от воображаемого врага, мечтая вернуться «на гражданку» к своим девчонкам (питерские модели, сыгравшие их роли, одеты в разных стилях, все ну прям как в жизни. Или в хорошем кино). Ребята в клипе под руководством майора в исполнении Михаила Ефремова превращаются из хулиганов в мужиков-защитников. Смотрится сей видеоряд на одном дыхании и с мыслью о том, чтобы враги в жизни молодых людей были только воображаемыми, границы – защищенными, а будущее таким многообещающим, как в песне. Задорно и с огоньком.
«Руки Вверх». «Крошка моя». 1998. Режиссер Андрей Черкасов
Песня, звучавшая в 1998-м практически изо всего, что может звучать, не могла не обрести своего видеовоплощения. Клип со спецэффектами и быстрым мельканием всех съемочных планов, где, что называется, смешались в кучу кони, люди, был на тот момент не бог весть какой новостью. «Блуждающее» дискотечное освещение, на танцполе девчонки и парни в солдатской форме, которые уже через секунду стреляют, бегут, снова стреляют, выскакивают из огня, синхронно-замедленно ныряют в воду и так же выныривают. Главная роль, конечно, у Сергея Жукова, который вместе с массовкой бегает, прыгает и стреляет, при этом еще и петь умудряется. Клип мог бы быть совсем другим, сочини ребята песню не про солдата, а, например, про диджея или шофера (а такие варианты рассматривались в процессе рождения этого хита), но песня затронула сердца молодежи именно в таком виде. Практически каждая девчонка мечтает о том, чтобы быть чьей-то «крошкой», и о том, чтобы у нее был свой защитник. Так было от века до века, но главная мечта – о мире: чтобы военная форма была лишь реквизитом для клипов на хиты дискотек.
С праздником, дорогие наши защитники!
Комментарии