Сергей ВОЛКОВ, учитель русского языка и литературы, главный редактор журнала «Литература»:
– Поставленные задачи не решить, если не расширить академическую свободу учителя в нынешней школе, которая сократилась стремительно. Вы даже не представляете себе масштаб этого бедствия! Чем должен быть занят хороший учитель литературы? Он должен сам читать, любить литературу, должен знать, как про это говорить с детьми. Чем занят нынешний учитель литературы? Составлением колоссального количества бумаг. В одном из регионов, откуда я только что вернулся, есть новый тренд. Нельзя сказать на уроке: «Откройте тетради». Вы не получите аттестацию, вы учитель прошлого века. Надо сказать: «Откройте свое рабочее поле». И учителей переучивают, чтобы они запомнили, как надо. Если я входил в кабинет и говорил «здравствуйте, дети», и дальше они мне говорили «здравствуйте», то теперь в плане работы я должен написать, что я формирую три универсальных учебных действия – регулятивное, коммуникативное, а третье, извините, я выучить никак не могу. Дети, ответившие мне: «Здравствуйте, Сергей Владимирович», – должны рефлексировать, понимая, какие учебные действия они совершают. Учитель в современной школе, переведенной на новый стандарт образования, к сожалению, не добирается до текстов литературы, потому что он окружен вот этими текстами. А учитель несвободный не может выполнять ту задачу, которую мы с вами связываем с процессом чтения, если чтение понимать как личностный рост человека, как формирование творческого начала, без которого нашей стране не выжить. При аттестации давайте перестанем заставлять учителей собирать килограммы бумаг. Давайте снова начнем ходить к нему на уроки, а не оценивать его заочно. Давайте дадим ему возможность творческого маневра. Моя собственная учительница литературы, которая меня вырастила, пишет: «Мне не хватает баллов. Можешь мне из Москвы прислать какую-нибудь справку, что я тоже что-то сделала в профессии?» Невозможно этого униженного человека дальше просить говорить о великих идеалах русской литературы.
Комментарии