Наставник наставников, учитель учителей, человек-легенда, профсоюзный гуру – множество определений я услышала от коллег, когда готовила эту статью, в адрес секретаря аппарата Общероссийского Профсоюза образования доктора педагогических наук, профессора Владимира Петровича ЮДИНА. Трудно точно сказать, сколько профсоюзных лидеров и активистов прошли школу Юдина. За годы работы он помог очень многим, в том числе в профессиональном становлении и развитии. У Владимира Петровича тоже есть свои университеты: каждый этап, поворот жизни чему-то учил и был необходим для следующего шага. На работу в центральный аппарат он пришел в середине 90‑х годов, когда Профсоюз образования переживал этап перерождения. И стал одной из ключевых фигур в этом процессе, заново создавая нормативную базу профсоюза и, шире, формируя его идеологию, культуру, философию.
Мы беседовали с Владимиром Петровичем в классе Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования. Он делился воспоминаниями, я слушала, делала пометки, уточнения, удивлялась разнообразным событиям его жизни.
Позже, знакомясь с автобиографической книгой Юдина «На крылах стремлений», я отметила одну черту характера, которая выделяется в первую очередь: благодарность. В своей книге он часто благодарит судьбу за обстоятельства, проверяющие на прочность, формирующие характер. Каждое знаковое событие Владимир Петрович рассматривает как очередной этап роста, возможность себя проявить, чему-то научиться, что-то преодолеть. Думаю, все этапы жизни он воспринимает как свои университеты.
Полустанок по имени Детство
Детство Владимира Петровича прошло не в городе и не в деревне, по сути, на полустанке среди бескрайней казахской степи, где поселилась многодетная семья Юдиных.
В сентябре 1953 года Владимир пошел в малокомплектную железнодорожную начальную школу и стал первым в семье, кто получил полное среднее, а потом высшее образование. После начальной школы ему пришлось жить в интернате села Джалтырь, чтобы окончить одиннадцатилетку. В то время юноша написал:
Стремиться надо к тем высотам,
к парящим в небе облакам…
Мечту о небе он воплотит в реальность, а пока школа-интернат стала первым «университетом», где приходилось закалять характер, иногда решать вопросы по-мальчишески, на кулаках. Но и о том времени он вспоминает с благодарностью, в первую очередь говоря об учителях, которые помогали не только освоить школьную программу, но и подготовиться к взрослой жизни. До окончания школы Владимир успел получить три рабочие профессии: машиниста-тракториста третьего разряда, автослесаря и шофера с правами категории «С».
Покоряя небо
Первое сентября 1964 года Юдин встречал вдали от дома, в строю курсантов Троицкого авиационно-технического училища в Челябинской области. Там учили досконально разбираться в конструкции и эксплуатации самолетов и вертолета МИ-4.
Владимира Юдина быстро заметили, и уже в конце первого курса на плацу при общем строе был зачитан приказ начальника училища о его назначении командиром 103‑го взвода. «Я тогда не понимал, что происходит, поскольку мне заранее ничего не было известно, но чувствовал, что это очень ответственное поручение и серьезное для меня испытание», – напишет он в своей книге.
Этот «университет» научил нести ответственность не только за себя, но и за товарищей.
В марте 1967 года, после получения диплома с отличием он был направлен в Целиноградский объединенный авиационный отряд гражданской авиации. Распределили с учетом семейного положения: к тому времени Владимир уже женился, в Целинограде его ждала молодая жена. Настоящим наставником в тот период стал заместитель командира авиационного отряда по политчасти Александр Болотриков. Именно он приобщил молодого специалиста к комсомольской работе, и вскоре Владимир Юдин стал секретарем комсомольской организации Целиноградского объединенного авиаотряда.
Поступок
Еще через год – новый этап, новый университет, теперь уже в прямом смысле слова – Казанский авиационный институт имени А.Н.Туполева, куда Владимир Юдин, к тому времени уже молодой отец, поступил на факультет ракетных двигателей.
Вскоре произошел случай, который продемонстрировал качества его характера, необходимые для общественной работы – неравнодушие к судьбе конкретного человека.
Вышло так, что одна студентка-первокурсница прогуляла целую неделю сельхозработ, хотя отпросилась домой всего на сутки. Деканат совместно с преподавателями собрал весь курс, предоставив возможность самим студентам оценить поведение девушки и предложить меру наказания. На собрании выступило несколько человек, каждый клеймил ее позором и предлагал отчислить из института.
Видя, что ситуация накалилась до предела, Владимир тоже взял слово. Говорил эмоционально, даже резко, о том, что поступок действительно некрасивый, но грош цена коллективу, если он сразу расписывается в своем бессилии и бросает товарища на произвол судьбы. Повисла долгая пауза, а потом один из преподавателей произнес: «Пусть это будет первым и последним уроком, мы не будем настаивать на отчислении». Зал зааплодировал.
В 1968 году Владимира Юдина единогласно избрали комсоргом курса, а в следующем году он стал секретарем комсомольской организации всего факультета. Будучи одним из комсомольских лидеров КАИ, он множество раз выручал студентов в непростых жизненных ситуациях.
В 1974 году, за месяц до защиты диплома, Владимира Юдина утвердили заведующим студенческим отделом Татарского обкома ВЛКСМ. Так, не успев окончить авиационный институт, он начал отвечать за всех студентов республики.
Кстати, дипломную работу Владимир Петрович защитил на «отлично» и получил красный диплом. С благодарностью вспоминает своего научного руководителя, доктора технических наук, профессора Вячеслава Алемасова, который одобрил его решение поработать в обкоме комсомола, но предрек возвращение в науку.
А потом была работа в областном комитете Коммунистической партии в отделе науки и учебных заведений.
Надо сказать, что общественная работа и наука действительно шли в жизни Владимира Петровича рука об руку. Знаменитый академик Мирза Махмутов, один из основоположников проблемного обучения, директор НИИ профессионально-технической педагогики в Казани, пригласил его к себе в институт по совместительству «науку делать».
Здесь Владимир Петрович попал под крыло еще одного наставника, профессора, доктора педагогических наук, академика Гузель Валеевны Мухаметзяновой. Она стала новым директором института, переименованного в Институт профессионального образования РАО. Под ее руководством Владимир Юдин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Организационно-педагогические условия социальной защиты учителя» и в звании доцента начал преподавать в одном из казанских вузов по выходным: читал совмещенный курс педагогики и психологии.
В начале профсоюзной биографии
В 1979 году – новый поворот, новый «университет», теперь уже профсоюзный. Решением пленума Татарского областного комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Владимир Юдин утвержден на должность секретаря обкома профсоюза. Позже его избрали председателем обкома, затем рескома. В своей книге он размышляет о нюансах новой сферы деятельности так: «Как в любом деле, пока предметно не займешься какой-либо работой, мало что понимаешь в ней. Так было и с профсоюзом, но лишь с одной разницей. Мне предстояла работа практически с теми же коллективами вузов, техникумов, которые меня прекрасно знали по предыдущей работе. Нужно было всего лишь изменить угол зрения на эти коллективы».
Особенной радостью в восьмидесятые годы были для Юдина открывающиеся возможности, когда после очередной командировки в Москву удавалось привезти в Татарию решения о выделении солидных средств на вузовские санатории-профилактории, на создание студенческих городков, на дополнительные путевки для учителей.
С чистого листа
Новый поворот в жизни в очередной раз стал неожиданностью: планировалось одно, а получилось другое. Осенью 1996 года ректор Костромского государственного педагогического института Николай Рассадин предложил Владимиру Петровичу должность завкафедрой педагогики. У него появилась возможность реализовать давнюю мечту – с головой погрузиться в науку. Владимир Юдин решил форсировать завершение докторской диссертации, которая была почти готова, а потом планировал переезд на новое место. Переезд действительно состоялся, но не в Кострому.
Намеченные планы изменил разговор с председателем Общероссийского Профсоюза образования Владимиром Яковлевым, который без обиняков предложил Юдину работу в аппарате профсоюза в Москве. Немного подумав, Владимир Петрович отложил защиту докторской и дал согласие.
В то время профсоюз переживал сложный период – этап активной борьбы работников отрасли за свои права. Члены профсоюза укрепляли солидарность, плечом к плечу участвуя во Всероссийской акции работников образования 1996 года. Тогда на улицы организованно вышли более полутора миллионов учителей, воспитателей, преподавателей и студентов вузов для участия в митингах, шествиях, пикетах.
Коллективные действия не позволяли заняться проблемами внутреннего устройства профсоюза. Поэтому, придя на должность секретаря в центральный аппарат, Владимир Петрович начал методично выстраивать стратегию и тактику всей внутрисоюзной работы. Несколько лет трудился над созданием нормативной базы, засиживался за рабочим столом до позднего вечера, едва успевая до закрытия метро.
– Мы создавали новый профсоюз с чистого листа, не имея почти никаких документов, потому что все архивы с документацией Российского республиканского комитета профсоюза из-за бытовой аварии были уничтожены. И нам пришлось все выстраивать с нуля, – вспоминает Владимир Петрович.
Итогом напряженной работы стали десятки нормативных документов. Среди них – положения по всем видам первичных и территориальных организаций профсоюза, ревизионных комиссий, множество документов по работе выборных органов и развитию норм профсоюзной демократии.
Работая в Москве, по выходным Владимир Юдин преподавал в Гжельском художественно-промышленном институте (ныне Гжельский госуниверситет), вел два курса на кафедре управления. А в 2002 году защитил докторскую диссертацию по теме «Организационно-педагогические основы социальной защиты учителя в сфере образования», его научным руководителем вновь стала академик РАО Гузель Мухаметзянова.
Я числюсь по России
Затем начался интенсивный период выездных семинаров, в первую очередь для председателей городских и районных организаций профсоюза по всей стране. Именно это звено в структуре профсоюза Владимир Петрович считает самым сложным: штат маленький, даже председатели по большей части не освобожденные, а объем работы колоссальный.
За несколько лет он побывал примерно в 70 регионах России. Параллельно нарабатывал азы профсоюзной теории и обобщал профсоюзную практику для подготовки учебных и методических пособий.
Особенно запомнилась длительная командировка в регионы Сибири и Урала, растянувшаяся не на одну неделю. В дневнике Владимир Петрович прокомментировал ее так: «Я числюсь по России». Почти как Александр Сергеевич Пушкин, который однажды на вопрос «Где Вы сейчас?» ответил, что он числится по стране.
С утра до вечера с короткими перерывами Владимир Петрович читал на таких выездных семинарах лекции, отвечал на множество практических вопросов. Рассказывал об уставных нормах, делопроизводстве, кадровой работе – обо всей профсоюзной «кухне».
Через несколько лет стало ясно – нужны методические материалы, и Юдин взялся за создание пособий. В тот период были подготовлены и выпущены учебные пособия практически по всем основным разделам внутрисоюзной работы. Первое – «Профсоюзная работа в школе» – стало самым востребованным, оно вышло тиражом в 70 тысяч экземпляров. Настольной книгой для горкомов и райкомов профсоюза до сих пор называют пособие «Работа территориальной организации Профсоюза на муниципальном уровне» (2008 г.), а для вузовских профсоюзных организаций актуально пособие «Организация профсоюзной работы в вузе» (2009 год).
С особенным воодушевлением Владимир Петрович рассказывает о десяти принципах деятельности Общероссийского Профсоюза образования, которые сегодня закреплены в уставе. По его словам, они помогают понять суть, глубинные смыслы, базовое основание профсоюза:
– Нам никуда не деться от принципа организационного единства, принципа обязательности выполнения решений, потому что иначе будет анархия. На принципах основывается вся наша работа.
Наставник по долгу и убеждениям
По мнению Владимира Юдина, в аппарате профсоюза сформировался крепкий коллектив. Кстати, приход некоторых сотрудников инициировал он и ни разу не пожалел о своем выборе.
– У нас создана своя общепрофсоюзная знаниевая среда, в том числе благодаря наставникам, – говорит Владимир Петрович. – Как секретарь по внутрисоюзной работе и профсоюзному движению я считаю своим догом объяснять коллегам суть, нюансы профсоюзной деятельности. Всегда использовал время, когда мы командой отправлялись в командировки. В самолете или в поезде часто на практических примерах показывал действие тех или иных уставных норм, объяснял, как разрулить сложную ситуацию.
Несмотря на то что давно пройден семидесятилетний возрастной рубеж, Владимир Петрович продолжает работать в аппарате профсоюза. С ним считаются как с профсоюзным гуру и часто обращаются как к последней инстанции в сложных, каверзных вопросах.
Его достижения отмечены многими наградами, среди них – медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100‑летия со дня рождения В.И.Ленина», нагрудный знак Минвуза СССР «За отличные успехи в работе», знак «Отличник народного просвещения», премия имени В.М.Яковлева и Знак Почета Общероссийского Профсоюза образования. Свой научный потенциал сегодня он реализует в новом качестве как член Экспертного совета Учебного центра профсоюза.
Помимо дружной профсоюзной семьи, Владимира Петровича окружают родные – сын и невестка, четверо внуков и трое правнуков. Он по-прежнему много трудится и всегда готов прийти на помощь.
Наталья ВОРОНИНА
Мнения коллег
Лариса СОЛОДИЛОВА, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования:
– В центральном аппарате профсоюза я появилась благодаря приглашению Владимира Петровича Юдина, в то время он был секретарем – заведующим организационным отделом. Мы познакомились на профсоюзном семинаре в 2011 году. Я на тот момент не более года работала заместителем председателя Орловской областной организации профсоюза. И атмосфера, царившая на семинаре, подходы к общению с участниками, как будто тебя сто лет знают и все мы одна семья, мне особенно запомнились.
У Владимира Петровича это есть – теплое отношение к людям, к коллегам. Что касается внутрисоюзной работы, то он кладезь знаний и гуру не только для профсоюзного движения в системе образования, но и в целом для профсоюзного движения России.
Как руководитель он всегда учил и наставлял на то, чтобы знать и понимать 10 принципов деятельности профсоюза, которые зафиксированы в нашем уставе. Наверное, это самое ценное, что он в меня вложил и что я стараюсь передать другим. Потому что, если мы знаем принцип демократичности, принцип коллегиальности принятия решений, то, соответственно, не сможем действовать в неправильном направлении.
Владимир Петрович готов учить каждого. Причем не навязчиво: «Садись. Я тебя научу!», а в беседе, как бы между прочим. У него всегда есть мнение, есть чутье на людей. В сложной ситуации, когда «пазлы не складываются», он ищет первопричины. Как ученый, старается соединить теорию с практикой и адаптировать ее для применения на любом уровне организации.
Недавно я открыла постановление об укреплении единства и повышении эффективности деятельности профсоюза, принятое Центральным советом в 2007 году. Один из посылов – формирование корпоративной культуры в профсоюзе. Это ведь его идея! Основы обучения профсоюзных кадров и актива в центре «Гармония» закладывал он. Сегодня мы реализуем федеральный проект «Профсоюзное образование». То есть все идеи мы продолжаем и на их основе работаем.
Екатерина ВОЛКОВА, председатель Крымской республиканской организации профсоюза, секретарь ЦС по Южному федеральному округу:
– Владимир Петрович – это человек-легенда, истинный наставник молодежи и уже таких опытных работников профсоюза, как я. В 2014 году он приезжал в Крым на нашу отчетно-учредительную конференцию, когда мы вступали в Общероссийский Профсоюз образования, и стал нашим проводником на этом пути.
Когда он в очередной раз посетил нашу организацию и удивился тому, как разнообразна наша работа, то предложил обобщить наш опыт. Летопись, которую мы издали по итогам пятилетия, начиная с 2014 года, – тоже его идея. Он помог в издании этой книги, подготовил к ней вступительную статью.
Он всегда рядом и сегодня, когда я стала секретарем Центрального совета профсоюза по Южному федеральному округу. По всем вопросам я «бомбардирую» его. Думаю, что сейчас мы не только коллеги, но и друзья.
Лора МАНАЕВА, председатель Ставропольской краевой организации профсоюза, секретарь ЦС по Северо-Кавказскому федеральному округу:
– Когда я читаю лекцию о профсоюзе молодым педагогам, то привожу в пример так называемую пирамиду Владимира Петровича. Это структура профсоюза в его изложении. Настолько наглядно и четко он все представляет, что не нужно придумывать что-то еще.
Если у меня какая-то сложная ситуация, я могу позвонить ему в любое время дня и ночи. И он обязательно найдет решение: это человек, который знает, как найти выход, казалось бы, из безвыходного положения, а это редкое качество.
Читая документы, присланные из нашего центра, я сразу чувствую его стиль, его слог. У него есть то, чего системе образования сегодня не хватает, – научная основа и философская глубина.
Комментарии