search
main
0

«Университетский округ» – мощнейшая методическая поддержка в работе

В Год литературы в Москве в рамках Международного совещания руководителей образовательных организаций с русским языком обучения состоятся VII Международный форум пушкинских школ, награждение зарубежных школьников – финалистов III Международного пушкинского конкурса детского творчества «Мы рождены для вдохновенья…». Конкурс был объявлен Департаментом образования Москвы для повышения интереса к изучению русского языка, культуры и истории в молодежной среде, а также содействия формированию у учащихся мотивации к исследованию и творческому осмыслению наследия А.С.Пушкина. Участники форума ознакомятся с московской системой образования, посетят несколько образовательных организаций Москвы. В гимназии №1529 имени А.С.Грибоедова состоятся круглый стол и четыре тематические секции для обмена опытом и инновационными технологиями преподавания русского языка и литературы, в пушкинском лицее №1500 – презентация работ победителей пушкинского конкурса. Для участников форума подготовлена культурно-образовательная программа.

Мы начали работу в «Университетском округе» год назад. «Университетский округ» – это мощнейшая методическая поддержка, которая дает возможность находить новые приемы работы с детьми, получать методические пособия, использовать электронные ресурсы, обмениваться опытом с  коллегами. Совместные обсуждения, круглые столы позволяют преодолеть замкнутость одной школы и понять, что существующие проблемы касаются многих учреждений. Институт Пушкина очень помог нам с выбором методики преподавания русского языка,  предоставил доступ к учебным пособиям по русскому языку. Совместная работа послужила толчком к тому разнообразию методических пособий, которое мы сейчас используем. В рамках дополнительного образования в нашем структурном подразделении для детей-инофонов проводят обучение по методике РКИ (русский как иностранный). Здесь большую работу выполняют наши учителя русского языка, в частности методист Екатерина Коцюба.Наше структурное подразделение отличает уникальный национальный состав детей: помимо русских значительную долю в нем представляют вьетнамские и киргизские дети.  Понимание разницы подходов к обучению русскому  языку как родному и как неродному у нас возникло после курса повышения квалификации в Московском институте открытого образования. Мы поняли, что нужно учитывать массу нюансов для объяснения одной и той же темы разным детям. Мы стараемся стимулировать учителей в поисках новых методик и подходов по работе со школьниками,  наше структурное подразделение добилось успеха в этой области, получив в 2012 году диплом I  степени Департамента образования Москвы за участие в конкурсе по обучению детей-мигрантов. Самое сложное –  подготовка детей к ЕГЭ и ГИА, тут учителя находятся в постоянном творческом поиске материалов, книг. Старания учителей не проходят зря, например, в этом году 11-й класс окончили тринадцать вьетнамских детей, которые сдали ЕГЭ и ГИА, причем шестеро из них до поступления в школу вообще не знали русский язык.  Дети меняются,  с каждым годом все сложнее становится мотивировать их на учебу.  Если десять лет назад дети-иностранцы были больше заинтересованы в изучении русского языка, то сейчас их поглотили Интернет, компьютерные игры,  времени для мыслительной деятельности остается все меньше, кроме того, неясные перспективы на будущее снижают желание детей-иностранцев учиться. Работа по повышению мотивации учеников идет по двум направлениям: в рамках учебной работы на уроках и через активную внеклассную работу. Мы делаем особый акцент на эмоциональное воспитание наших детей: проводим разные мероприятия, концерты, спектакли, конкурсы, тем самым пытаемся адаптировать детей-иностранцев, мотивировать их на обучение через вовлечение в школьный социум. К работе с детьми привлекаем психолога, который отслеживает уровень тревожности и агрессии у школьника и дает рекомендации классным руководителям по работе с каждым конкретным ребенком. Мы стремимся постоянно обновлять формы внеурочной деятельности, привлекать к проведению мероприятий весь класс: у нас проводят концерты, КВН, отмечают День учителя, новогодние праздники, День защитника Отечества, 8 Марта. Два года назад  8 Марта мы совместно с Колледжем легкой промышленности провели конкурс причесок. В этом году прошел конкурс аксессуаров, в котором школьницы самостоятельно делали шляпки. Общешкольные мероприятия заставляют детей активно взаимодействовать между собой, кроме того, для поощрения участия создана система рейтинга класса: за участие в концертах и других внеурочных мероприятиях каждый класс зарабатывает себе баллы. Ключевым мероприятием этого года стало празднование Дня Победы. Мы его отмечали дважды: 30 апреля – День Победы во Вьетнаме (в честь окончания войны во Вьетнаме) и 9 Мая – российский День Победы в Великой Отечественной войне. Таким образом, ученики одновременно изучают историю войны во Вьетнаме (1965-1975 годов)  и Великой Отечественной войны. Как дополнительные пособия на уроках изучают литературные произведения, связанные с участием в войнах советского и вьетнамского народов, недавно на русский язык были переведены дневниковые записки вьетнамской девушки – участницы войны во Вьетнаме «Дневник врача на войне», которые разбирают на уроках. Благодаря этим мероприятиям у школьников происходит эмоциональное соприкосновение с ключевыми событиями в истории двух народов: дети понимают единство нравственных принципов, мировых проблем. На примерах Великой Отечественной войны и войны во Вьетнаме дети осознают, что в истории двух стран есть схожий момент – защита своей Родины от неприятеля. Стоит отметить, что дети и учителя очень серьезно отнеслись к подготовке празднования Дня Победы в России и во Вьетнаме. Например, участница конкурса «О России по-русски», ученица 8-го класса Буй Нгуен Ха Ми, подготовила документальный фильм «Я не видела войны», который выиграл в конкурсе «Золотой совенок» и получил грамоту в конкурсе творческих работ «Великая Отечественная война глазами детей XXI века».Мы активно сотрудничаем с вьетнамскими организациями и представительствами в России: поддерживаем дружеские контакты со спецшколой Нгуен Хуэ в Ханое, в которой уже побывали трижды. Во время празднования Дня Победы во Вьетнаме наше подразделение посетил посол Вьетнама в России Нгуен Тхань Шон, помимо этого делегация детей нашего лицея встречала президента Вьетнама Чыонг Танг Шанга во время его визита в Россию: дети возложили цветы к памятнику Хо Ши Мину и исполнили гимны России и Вьетнама.  Наше структурное подразделение поддерживает тесный контакт с Обществом ветеранов локальных войн, одно из отделений которого составляют советские специалисты – участники войны во Вьетнаме.  В работе с детьми-инофонами очень помогают разные обучающие экскурсии для более глубокого знакомства с искусством и культурой России, ее традициями. Наш преподаватель Ю.Никитина разработала методическую рекомендацию, которая учитывает такие проблемы в проведении экскурсий для детей-инофонов, как недостаток знаний в области терминологии, небольшой активный запас слов по теме экскурсии.  Дополнительным подспорьем в изучении русского языка стала открытая два года назад театральная студия. Спектакль «Сказка о царе Салтане»,  в котором большинство участников – дети-иностранцы, пользуется большой популярностью, мы его показывали в детских садах и других структурных подразделениях лицея. Используя дополнительную возможность проверить свои знания, наши старшеклассники участвовали в игре «Знаем русский» на телеканале «Мир», в которой заняли второе место.Мы стремимся активно использовать информационные технологии, делая фото- и видеосъемку всех школьных событий, а потом выкладывая материалы на сайт. У нас прекрасные проекционная аппаратура, освещение в школьном зале, есть видеостудия. Каждое событие снимаем на камеру, потом монтируем и показываем ученикам, которые очень ждут эти видеоролики. Ирина ЕГОРОВА, руководитель структурного подразделение №3 пушкинского лицея №1500 (бывшая  школа №282)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте