Такой статус возможен, если вуз работает в связке со школой и колледжем
Елец – город маленький, но очень красивый. Один из древнейших в России, на год старше Москвы. Старинные улицы, добротные купеческие дома, много церквей. А внутри великолепного собора в самом центре Ельца сердце замирает от восхищения.
Щемящее чувство охватывает тебя и когда входишь в другой храм, храм науки – Елецкий педагогический институт. Распахиваешь двери и перед тобой – чудо-лестница, чугунное литье. Нога ступает осторожно и даже себя вдруг воспринимаешь по-особенному, ведь когда-то по этой лестнице ходил гимназист Иван Бунин. Его портрет со знаменитыми антоновскими яблоками приветствует тебя, настраивает на особый лад.
Елецкий государственный педагогический институт в нашей стране известен как стабильно развивающийся. Казалось бы, таких вузов много, но у этого все-таки свое особенное лицо. Здесь готовят квалифицированные кадры для сельских школ Липецкой области. А требования к педагогу сегодня очень изменились. Школы перешли к образованию по выбору, в самом образовательном процессе теперь широко используется духовный, культурный, исторический потенциал региона, детей воспитывают, ориентируясь на общечеловеческие ценности. Все это потребовало от учителей новых знаний, умений осваивать современные технологии обучения. Иначе говоря, существенно повысились требования к профессиональной квалификации учителя. Минимально необходимым уровнем образования педагога любой специальности становится высшее.
Однако реальная ситуация в образовании 90-х годов была абсолютно иной: в кадровом потенциале нарастал кризис. Кто оставался работать в школе – естественно, учителя солидного возраста со стажем 20-25 лет. В 96-м году пенсионеры составляли 10 процентов от числа всех работающих, а в Елецком районе даже больше.
Понятное дело, что уважающий себя Елецкий педагогический институт не мог спокойно воспринимать подобную ситуацию. Началось реформирование системы подготовки школьных кадров. Было решено установить прочные деловые связи института с педколледжами и общеобразовательными школами. А в основу их взаимоотношений была положена реализация государственной политики в области педагогического образования.
Ректор ЕГПИ, доктор педнаук, профессор Валерий Петрович Кузовлев и его коллеги рассудили, что прежде всего надо задействовать местные резервы, давать высшее образование людям, живущим и работающим в регионе, а затем пойти дальше. Так десять лет назад был создан учебно-педагогический комплекс Елецкого пединститута. Сегодня он включает в себя педагогические колледжи, лабораторию “Культурно-образовательная среда Липецкой области”, несколько педагогических лицеев, а также школы Тульской, Орловской, Смоленской, Белгородской, Воронежской областей и православную гимназию Ельца.
Дружба эта, конечно, имеет свои особенности. Преподаватели пединститута, доктора и кандидаты наук читают лекции и спецкурсы по актуальным проблемам теории и методики обучения и воспитания. Сам ректор уже много лет преподает в елецкой гимназии # 5, проректор по учебной части доктор наук Евгений Петрович Белозерцев – в Лебедянском педколледже.
С этим колледжем Елецкий институт начал свою работу с того, что скоординировал учебные планы. Затем разработали целую программу “подтягивания” этого и других колледжей до вузовского уровня. Теперь преподаватели средних учебных заведений участвуют в научно-практических институтских конференциях. В конференции “Система непрерывного педагогического образования в контексте региональной кадровой политики” с докладом выступили 26 преподавателей Лебедянского колледжа. Около сорока преподавателей прошли повышение квалификации по вузовским критериям: стажировка на кафедрах института, защита творческих работ, обучение в аспирантуре и соискательство на кафедрах.
Но самое главное это то, что ребята стали успешно поступать в институт, хорошо учиться. За четыре года почти 600 выпускников одного только Лебедянского колледжа стали студентами, 242 из них учатся по сокращенной программе. Они станут специалистами с высшим образованием уже через три года, поскольку скоординированные учебные планы позволяют это сделать. Значит, сельские школы получат хороших специалистов довольно быстро.
– Сегодня мы с полным основанием можем утверждать, – говорит председатель Липецкого областного департамента образования и науки Владимир Ефимович Тонких, – что сотрудничество Елецкого пединститута и Лебедянского педколледжа приносит большую пользу и тому, и другому учебному заведению, да и самому образованию области.
Декан факультета дополнительных профессий Екатерина Владимировна Черных поддерживает эту точку зрения:
– Благодаря тому, что институт стал ближе к жизни через колледжи и школы, мы теперь готовим для села совершенно уникальных специалистов. Мы поняли, например, как необходимы селу инструкторы семейного отдыха, ведь село разучилось хорошо проводить свободное время. И теперь у нас на факультете есть такая специальность. Задача инструктора – соединить семью со школой, заинтересовать родителей делами школы, создать их прочный союз, от которого выиграют все. Готовим мы и инструкторов по антинаркотическому воспитанию, специалистов – классных руководителей. Вообще у нас на факультете – 32 отделения.
Дружба с педколледжами и школами позволила Елецкому пединституту осознать еще и такой факт: институт вполне может стать университетом.
“Университет? – воскликнет иной читатель. – В райцентре?” Но ведь райцентр – это слово из канцелярского языка. На языке культуры речь идет об университете в провинции, явлении неординарном! И это было бы замечательно для России. Пусть не для всей, но для части ее – для сел и маленьких городов Липецкой, Воронежской, Белгородской областей – такой университет готовил бы специалистов высочайшего уровня. И не только учителей, а, скажем, экономистов, юристов (и такие факультеты успешно работают в институте уже сейчас), врачей… И, наконец, самое главное: университет в маленьком Ельце стал бы еще одним шагом к духовному возрождению страны.
Светлана ЦАРЕГОРОДЦЕВА
Елец
Комментарии