Философия прагматизма захлестнула российское образование. Махнув рукой на все другие высокие цели, оно провозгласило своей главной задачей лишь удовлетворение потребностей экономики – подготовку высококвалифицированных специалистов. Правда, при этом не было учтено, что человек не только работник, но еще и гражданин и вообще личность. В связи с этим возникла потребность определиться: какими должны быть конечные результаты высшего образования и вообще, какова стратегия высшего образования в новых условиях. Об этом шла речь на научной конференции «Высшее образование XXI века» в Московском гуманитарном университете, который возглавляет Игорь Ильинский, президент Национального союза негосударственных вузов.
Игорь Михайлович убежден, что образование вне нравственности невозможно и что высшая школа должна не только давать молодому человеку специальность, но и прививать духовные и культурные ценности. В состав организаторов конференции также вошли Российский союз ректоров, Департамент образования города Москвы, ведущие институты РАН в области гуманитарного знания, а также Национальный союз негосударственных вузов.
Назад, в средневековье?
Ошеломляющим было выступление главного научного сотрудника Института философии РАН, профессора Московского гуманитарного университета Вадима Межуева:
– Функции нынешнего образования свелись, к сожалению, к обслуживанию либо экономики, либо прикладной науки. Почему-то сейчас напрочь забыли о неразрывной связи образования и культуры, о том, что эти два слова до сих пор большинством воспринимаются как синонимы. Узкопрагматичный подход обедняет миссию образования, которое должно стать спасительным для России. Ведь именно оно позволяет транслировать культурные ценности от одного поколения к другому. Благодаря ему человек существует не только в пространстве, но и в историческом времени, связан с прошлым и будущим.
Разве задача образования только дать специальность? – продолжил Вадим Михайлович. – И разве человек только работник? Ведь он должен быть еще и просвещенным гражданином, понимающим свои права и свои обязанности. Иначе мы превратимся в человеческий муравейник. Мое поколение стремилось к образованию, дабы приблизиться к истине, понять, кто мы и зачем пришли в этот мир. Нынешнее поколение видит в образовании лишь ступеньку к успешной карьере и зарабатыванию денег. К сожалению, сейчас университет зачастую превращается в универмаг, где за деньги можно купить ту или иную специальность. А ведь на Западе отношение к университетам иное, там главное – приобщение молодых людей к европейской культуре. Вообще, – заметил Вадим Михайлович, – университетское образование должно включать в себя три составляющие – научную, философскую и теологическую. Кроме того, если мы не хотим вернуться в новое средневековье, необходимо сохранить народу право на образование и культуру, не допустить, чтобы они стали сословными. Кстати, самым большим завоеванием советской власти была как раз отмена сословного характера образования, это позволило уничтожить огромную пропасть между народом и интеллигенцией.
Будем топить ассигнациями?
На конференции выступил первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, доктор философских наук Олег Смолин. Он заявил о необходимости наращивания бюджетных инвестиций в образование, доказывая, что у страны есть все возможности использовать полученные нефтедоллары на увеличение зарплаты преподавателям. Сейчас же в связи с ростом прожиточного минимума доходы интеллигенции снова уменьшаются. Олег Николаевич предупредил присутствующих на конференции об опасности приватизации учебных заведений. Тогда, превратившись в организации, им будет выгоднее сдавать свои площади в аренду, а не заниматься образовательной деятельностью. Не менее актуальным было его заявление о внешних займах, о том, что они должны использоваться прежде всего на социальные программы – на предоставление социальных кредитов студентам из малообеспеченных семей. Тогда, получив профессию, они смогут вернуть взятые на обучение деньги. Закончил же свое выступление Олег Николаевич перефразированными словами Менделеева: в условиях перехода к информационному обществу экономить на образовании означает то же, что и топить ассигнациями.
Академик РАН, вице-президент Российской академии наук Валерий Козлов говорил о необходимости тесного союза науки и образования. Он также отметил, что одна из наиболее популярных форм интеграции науки и образования – создание базовых кафедр вузов в НИИ РАН. Сейчас их свыше 380. Положительным примером в этом смысле может быть Новосибирский госуниверситет, работающий в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами РАН. Валерий Васильевич отметил, что РАН не обойтись без создания своих академических высших учебных заведений. Проблемой является и то, что в РАН нет статьи расходов на образовательную подготовку, а жаль, ведь, к примеру, подготовку ученых-физиков невозможно вести за деньги. Кроме того, нужно дать возможность академии реализовывать образовательные программы магистерского уровня. Валерий Васильевич также отметил необходимость более широкого привлечения РАН к экспертизе образовательных программ и учебников. Тогда скорее всего не будет таких проблем, которые возникли с многообразием и низким качеством учебников по истории.
– Надо преодолеть установку, что в стране «слишком много науки и образования», – заявил генеральный секретарь Российского союза ректоров Владимир Семин. – Структура высшего образования сейчас не отвечает потребностям народного хозяйства, а идет на поводу у конъюнктурных запросов абитуриентов и их родителей. Кроме того, необоснованно высока роль платного образования в вузах. Тревожит также низкий процент защищающихся аспирантов, а следовательно, низкое воспроизводство научных кадров.
Владимир Алексеевич ратовал за расширение автономии вузов, выполнение ими научно-исследовательских работ, улучшения в вузах кадрового состава. Для этого прежде всего нужно в 5-10 раз поднять зарплату профессорам. В будущем, предположил он, наиболее востребованными будут корпоративные вузы, готовящие специалистов для крупных холдингов и корпораций. Семин отметил, что ЕГЭ не может быть единственным критерием приема в вузы. Владимир Алексеевич высказал свое мнение относительно вхождения России в Болонский процесс. Более всего его тревожат сроки обучения, за три года нормального специалиста не подготовить, ровно таков срок обучения в бакалавриате, в результате из вузов будут выходить недоучки.
Детектив или Достоевский?
Присутствовал на конференции и первый заместитель министра образования РФ, председатель ликвидационной комиссии Александр Киселев. Он заговорил о кризисе духа, отметив, что проблемы, и экономические в том числе, происходят не только от нехватки денег. Поэтому так важно, по мнению Киселева, гуманитарное образование, творческая среда. Вуз должен готовить не только высокопрофессиональных специалистов, но прежде всего свободных, самостоятельно мыслящих людей. Примечательно, что на конференции выступал известный диссидент, автор нашумевших публикаций о советском и западном обществе, социолог, а ныне директор Исследовательского центра Московского гуманитарного университета, доктор философских наук Александр Зиновьев. Правда, его выступление было довольно пессимистично.
– Россия обречена, как обречен и весь мир. В конце XX века произошел такой перелом в развитии человечества, которого не было со времен возникновения Homo sapiens. Не подумайте, что современный человек глупеет, просто меняется тип его интеллекта – он становится логическим. Так вот с точки зрения логического интеллекта, любой средний детектив выше творений Достоевского.
Конференция проходила в течение целых трех дней и затронула самые разные аспекты высшего образования.
Комментарии