search
main
0

Университет стал театром? Почему девальвирует профессия педагога

Воспитать в ребенке полноценную личность, развить в нем положительные качества, вовремя разглядеть талант – что может быть сложнее? Только воспитать педагога, который сумеет все это сделать. Так что работу преподавателей Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) можно считать квинтэссенцией современной педагогики. При всей трудности задачи они справляются с ней, как говорится, на все 100 процентов: за 75 лет деятельности вузом подготовлено свыше 55 тысяч специалистов, среди которых 120 заслуженных учителей России. На территории бывшего Советского Союза нет уголка, где не трудились бы выпускники УрГПУ, причем трудились успешно и с огромной отдачей. Иначе и быть не может – ведь они получили образование в одном из лучших педагогических вузов страны!

О разных поколениях учителей, а также о современных проблемах педобразования мы говорим с ректором

УрГПУ, профессором, действительным членом Академии информатизации образования и Международной академии наук педагогического образования, почетным работником профессионального образования РФ, заслуженным работником высшей школы РФ Борисом Михайловичем ИГОШЕВЫМ.

– Насколько студенты вашего времени отличались от современных?

– Отношение студентов друг к другу было более понятным, поскольку условия были совершенно иные. В таких же комнатах, где сегодня живут два-три человека, в наше время поселяли семь-восемь. Иметь место в общежитии считалось огромным везением, поскольку снять квартиру было практически невозможно. Скромная, суровая жизненная ситуация, одинаковая для всех, – неравенства, нередко осложняющего сегодняшние отношения, просто не возникало.

Кроме того, нынешний студент в большей степени свободен, понимая, что выбранная им сегодня профессия «учитель», равно как и любая другая, совершенно не означает необходимости работать по этой специальности после окончания вуза. А существовавшая во времена нашей учебы жесткая система распределения требовала три года отработать там, куда тебя направит государство, и мы твердо знали, что каждый из нас, по крайней мере на этот срок, должен быть стопроцентно готов к данной профессии. Это накладывало соответствующие опасения: если я чего-либо здесь не освою, как я потом выдержу эти три года?

– Преподаватели-кумиры, какие они были, за что их любили?

– Отношения между преподавателями и студентами, вследствие весьма небольшого количества последних, были в корне другие и, прежде всего, несравнимо более прямые, открытые. Когда сегодня на лекции в римской аудитории собирается 150 человек, ни о какой открытости и прямоте, разумеется, и речи быть не может. Образовательный процесс стал более технологичным. И потом не забывайте, что в наше время в высшую школу попадало значительно меньшее количество человек, и это были люди совершенно других качеств, нежели сейчас, в массовой школе, где есть место проявлениям не всегда позитивного толка. По большому счету необходимости в таком количестве людей с высшим образованием при качественном начальном и среднем профессиональном образовании просто нет. Вследствие не очень продуманного реформирования погибли многие высококлассные учреждения начального и среднего профессионального образования (ПТУ и техникумы), в связи с чем и возникла эта странная ориентация на высшее образование как на единственную цель. И столь массовый приход молодых людей в высшую школу объясняется тем, что им больше просто некуда пойти. В результате этой массовости университет стал восприниматься как некое зрелище, театр, причем тот контингент студентов, который его так воспринимает, разумеется, никогда не будет, да и не собирался идти работать в школу. Вот откуда появляется отношение к экзамену в духе «Ну поставьте мне пятерку, какая вам разница, я же все равно не пойду работать по специальности?..».

– Как бы вы в нескольких словах охарактеризовали УрГПУ сегодня?

– Наш университет – это прежде всего единство. Единство студентов и преподавателей. К настоящему времени этот корпоративный дух уже полностью сложился, и написанный на нашем гербе девиз «Учить и учиться!» наиболее точно характеризует главное свойство деятельности нашего вуза – взаимность процесса обучения студентов и их педагогов. По моему глубокому убеждению, именно так и должны строиться отношения в настоящем университете.

Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте