Высшее образование становится доступным для детей из дальних сел
Мы уже привыкли к тому, что большие московские вузы как государственные, так и частные открывают свои филиалы по городам и весям России. К примеру, в Воронеже сейчас работают 10 негосударственных высших учебных заведений и примерно столько же филиалов столичных госвузов. Местные государственные университеты и академии, которые порой ничуть не хуже столичных заведений, да и больше известны воронежской абитуре, тоже решили вступить в конкурентную борьбу за студента. В ближайшее время филиалы ВГУ – Воронежского классического госуниверситета – откроются в небольших городах области: Лисках, Калаче и Бутурлиновке. Приказ от Минобразования уже есть, осталось получить лицензии, которые дадут право на ведение учебной деятельности в новых филиалах.
Кроме планов, уже есть и результаты. В филиале ВГУ, созданном в Старом Осколе Белгородской области, этим летом будет третий набор. Второй курс осваивает прикладную математику, юриспруденцию и экономику, а первокурсники, кроме перечисленного, изучают журналистику и немецкий. Если раньше сюда выезжали с лекциями по три -пять университетских преподавателей в неделю, то сейчас – группа из 10 человек.
Филиал вуза в городе, пусть даже и в маленьком, но все-таки городе – не такая уж большая редкость. Другое дело – в селе, где подчас нет даже профучилища, а единственный храм науки – местная школа. В одном из сел Воронежской области – Верхнем Мамоне – училище есть, проживают в этом райцентре около восьми тысяч человек, более 120 юных верхнемамонцев учатся в Воронеже в ВГУ. А год назад университет сам “пришел” в село: здесь был открыт очередной филиал. Этому знаменательному для местных жителей событию предшествовала долгая дружба между Верхнемамонской школой-колледжем и вузом. Школа четыре года считалась структурным подразделением ВГУ и тщательно, по углубленным согласованным программам, готовила абитуриентов к отправке в Воронеж. Выдержавших вступительные испытания ожидало, как водится, следующее. До города из села около четырех часов пути на автобусе, билет стоит рублей 60 в одну сторону. Мама, совершенно справедливо уверенная в том, что столовской едой сыт не будешь, требует от сыночка приезжать за продуктами, а то и сама соберет пару сумок – и в Воронеж. В итоге разъезды обходятся в круглую сумму, а еще надо ребенку оставить на расходы (стипендия, сами знаете, какая). Хорошо, если с общагой повезет, а то ведь придется и за квартиру платить. Плюс ко всему этому постоянные родительские волнения: как он там в городе, не обидит ли кто, не заболел ли? Появление университета в селе, возможность, никуда не выезжая, получить диплом государственного образца о качественном образовании решают эти проблемы.
Министерский приказ, давший “зеленый свет” созданию Верхнемамонского филиала, вышел в декабре 98-го года. Пролицензировали три специальности – математику, филологию и экономику. Правда, прошлым летом прием был только на одну математику, и поступили лишь шесть человек.
– Это, конечно, немного, – считает Любовь Колесникова, начальник учебно-методического управления университета. – Возможно, недостаточной была реклама, да и дело-то новое, непривычное для селян. Думаем, в этом году желающих будет больше.
– Главное в том, – говорит Василий Тарасенко, зам.главы местного самоуправления Верхнемамонского района по социальным вопросам, – что ребята не уехали, а остались в своем районе. Никто, конечно, не даст гарантии, что, отучившись, они не захотят в город. Но хотя бы эти годы они проведут в своем селе, может быть, устроят свою жизнь, а там, глядишь, и уезжать не захочется. В этом году человек 30 поступят, а значит, тоже останутся. С другой стороны, появление в селе филиала такого уважаемого вуза способствует повышению общей культуры жителей. Постоянно приезжают преподаватели, ученые, наши учителя общаются с ними, получают что-то для себя. Еще один положительный момент: высшее образование становится более доступным для детей из дальних сел, они учатся почти у себя дома. Для семейного бюджета это намного выгоднее, даже бесплатная, на бюджетной основе, учеба в Воронеже обходится дороже.
Пока к верхнемамонским студентам еженедельно выезжают по два преподавателя – социально-гуманитарных дисциплин и математики. Читают лекции, ведут практические занятия – программа и в головном вузе, и в филиале одна, так что сельские юноши и девушки ничего не теряют. Даже наоборот, имеют возможность более тесно общаться с преподавателями – настоящее индивидуальное обучение. Вузовцы студентами тоже довольны: обучение платное, но на отношение к учебе это не влияет. Молодые люди добросовестно работают, а не отсиживают положенные часы в ожидании диплома. Кстати, верхнемамонские родители платят столько же, сколько и воронежские, цены и в головном вузе, и в филиале одинаковые – шесть тысяч в год стоит “чистая” математика, семь с половиной – математико-экономический профиль.
Казалось бы, обучение “на дому” должно обходиться дороже, надо учесть и постоянные разъезды преподавателей, их расходы на жилье, командировочные, аренду помещения, пресловутые коммунальные расходы самого филиала…
– Если бы не помощь администрации района, – рассказывает Любовь Ивановна, – сумма действительно могла бы быть очень большой. Но есть реальная забота и понимание со стороны главы местного самоуправления Виктора Григорьевича Масютина. И директор филиала у нас хороший – Василий Иванович Дудкин, точнее, официально он – директор школы-колледжа, а филиалом руководит на общественных началах. Наши занятия проходят на базе его школы. Сейчас идет речь о выделении нам районом отдельного помещения.
За опытом в Верхний Мамон уже приезжают гости из других краев, даже из Якутии. Василий Михайлович Тарасенко сообщил об этом не без гордости. Возможно, “сельские” университеты – это будущее крупных региональных вузов, по крайней мере ближайшее будущее, потому что в далекой перспективе, наверное, и у нас все-таки появятся дистантное обучение и компьютеры у всех желающих. И преподавателям не надо будет, для того чтобы выжить, вкалывать и в своем любимом государственном университете, и в частном. Кстати, создавая собственные филиалы, госвуз, если можно так выразиться, закрепляет кадры на местах. Активно работающие на выезде преподаватели, по словам Колесниковой, в месяц получают дополнительно до восьмидесяти процентов от основного заработка.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии