Реформы в высшем образовании идут вовсю – ЕГЭ, ГИФО, вхождение в Болонский процесс… Меняются и сами университеты, становясь все более модернизированными, оснащенными медиатеками, интернет-центрами, новейшими лабораториями. Никого теперь не удивишь тесными связями вузов с заграницей – туда на стажировку ездят преподаватели, а в рамках студенческого обмена за рубеж попадают и сами ребята.
К сожалению, это лишь одна сторона медали, другая – постепенное вытеснение бесплатного высшего образования платным, так что о всеобщей его доступности говорить не приходится.
…Реформы, как всегда, рождаются «наверху». А что думают о современных университетах те, кому придется в них поступать, – нынешние десяти-одиннадцатиклассники? Каким они представляют университет своей мечты – идеальное учебное заведение, в котором хотели бы учиться? Об этом задумались в администрации президента и решили – идем в народ, а именно в 1241-ю московскую школу с углубленным изучением английского языка. Ребята с радостью поделились своими представлениями об университете своей мечты. Чувствовалось, к сочинению готовились заранее – некоторые даже цитировали министра образования России Владимира Филиппова и его первого заместителя Виктора Болотова. Примечательно, что практически во всех работах – размышление на тему «университет моей мечты» писали более 100 человек – ребята говорили не только о самом вузе, а вообще о ситуации в образовании. Сегодня мы публикуем отрывки из наиболее ярких работ, авторов которых администрация президента обещала поощрить.
Студент – факел, который надо зажечь
Целью школы не должна быть подготовка к поступлению в вуз. Школа – это подготовка к жизни.
…Весьма интересной мне кажется идея, озвученная первым заместителем министра образования России Виктором Болотовым. Ее суть – в расширении профильного обучения в старших классах. Еще я хочу коснуться проблемы ЕГЭ. Необходимо волевое действие Министерства образования, обязывающего все вузы принимать студентов по результатам ЕГЭ. Ведь понятно, что единый экзамен дает более объективную оценку качества работы учителя, ученика и школы. К тому же абсурдна система, при которой выпускник за короткий срок вынужден сдавать два экзамена: выпускной и вступительной в вуз. Пусть вуз, если сочтет необходимым, вводит жесткую систему пересчета баллов. Престижным вузам надо расширить возможность проведения дополнительных собеседований или профильных экзаменов. Ведущие университеты должны иметь право на проведение всероссийских конкурсов по профильным специальностям с предоставлением любого уровня льгот победителям.
…Мечтательно задумываясь о своей будущей студенческой жизни, закончить хочу запавшим в душу высказыванием: «Студент – не сосуд, его не надо наполнять. Он факел, который надо зажечь».
Антон СНИЦКИЙ, 11-й «Б» класс
Стипендии должно хватать на жизнь!
Многим студентам приходится и учиться, и работать, поэтому они не могут сконцентрироваться только на учебе. Думаю, у студентов должна быть стипендия, которой бы хватало на жизнь, или им должны предоставлять работу, связанную с их будущей профессией. Кроме того, в университетах должны работать только те преподаватели, которые искренне будут отдавать студентам частичку себя. Сейчас же многие профессора просто не заинтересованы в том, чтобы чему-то научить студентов. Что и неудивительно с такой зарплатой
Екатерина РОМАЩЕНКО, 10-й «А» класс
Наведите порядок в армейских казармах!
Хотелось бы, чтобы наши сочинения прочитал министр обороны Сергей Иванов, встретился бы с теми парнями, которым предстоит идти в армию. Я бы ему так и сказал: «Гражданин министр! Наведите же наконец порядок в армейских казармах! Этим самым вы решите многие проблемы абитуриентов, поможете нам выполнить наш гражданский и конституционный долг». Лично я не против службы в Вооруженных Силах РФ. Но я не хочу терпеть побои и издевательства «дедов» и офицеров.
Владимир НЕЗАДОРОВ, 11-й «Б» класс
Мечтаю о студенческом городке
Посмотрите на западный опыт, там есть система студенческих городков. Мне тоже хотелось бы жить на территории университета, заниматься на просторных площадках спортом, ходить в библиотеку рядом с учебным корпусом.
…Думаю, должна быть система государственного распределения, как это было во времена молодости моих родителей. Кроме того, молодым специалистам должны предоставлять жилье, создавать при вузах жилищные фонды.
Дмитрий ЕЖОВ, 11-й «В» класс
Снижать планку не стану!
…После десяти лет в школе что мы собой представляем? Глину? Вылепленный, но не обожженный в огне жизни сосуд? Думаю, мы еще очень сырой материал, хотя и размятый стараниями учителей, готовый к восприятию специальных знаний, наук, искусств, ремесел. Я мечтаю о вузе, в котором «сырость» воспринималась бы не как недостаток, но как естественное состояние человека семнадцати лет. Надеюсь, что мудрые мастера помогут мне понять все то самое важное, что отличает истинно образованного человека, и научат учиться. В.И. Даль был уверен в том, что науки образовывают ум и знания, а воспитание – нравы. Пусть это звучит старомодно, но я жду от вуза моей мечты и того, и другого.
Максимализм, скажете? Не отрицаю, но снижать планку не стану. Понимаю, что требовательность по отношению к вузу предполагает еще большую требовательность по отношению к себе. Надеюсь, я готова к этому, но полагаю, что в соответствии с заветами М.В. Ломоносова преподаватели выбранного мной высшего учебного заведения понимают, что «…при обучении школяров паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство». То есть хотелось бы верить, что в вожделенных стенах «…науки юношей питают», не до умопомрачения.
Дарья Хаустова, 11-й «А» класс
Лекции… по телевизору
Почему многие специалисты, окончившие высшую школу, не работают по специальности? Видимо, систему обучения необходимо совершенствовать, перестраивать учебники и методические программы. Необходимо также ввести систему самоуправления. А свобода выбора студентами форм занятий повысит интерес к самообразованию. Думаю, возможна организация телевизионных и видеопрограмм, запись лекций известных педагогов, которыми могут воспользоваться студенты, пропустившие по уважительной причине занятия.
Александр ГОЛОВКИН, 10-й «В» класс
В воздухе должна витать мечта
…Любой человек знает, что поступить в университет очень сложно. Мне кажется, что уровень знаний, который дается в школе, не соответствует уровню знаний необходимому для поступления. Я вовсе не хочу сказать, что в школе плохо учат. Но чтобы поступить, этих знаний недостаточно: нужно еще ходить на дополнительные курсы или нанимать репетиторов. Но не все это могут себе позволить. А как быть? Получается, что поступить в вуз могут или те, у кого есть деньги, или гении. В результате ребенок ходит в школу и на курсы, и свободного времени у него не остается вообще.
…При поступлении очень важную роль играют везение и удача. Ведь экзамен – это не только показатель знаний, а дело случая. Я считаю, у нас недостаточно продуманная система поступления. Сейчас ввели единый государственный экзамен. Но что же он даст? Может, это придумали, чтобы исключить фактор случайности? Но, как и все нововведения, это ненадежно. На мой взгляд, реформа образования -это первоочередная задача государства.
Ну а университет моей мечты – это красивое здание с большими аудиториями, оснащенное разнообразной техникой, где все преподаватели добрые, потому что их работа хорошо оплачивается государством. И где учат тому, что действительно нужно тебе для будущей специальности. В университете должна быть атмосфера приветливости. Ну и конечно, в воздухе должна витать мечта…
Евгения ТАДЖИБОЕВА, 10-й «В» класс
Бесплатное образование – фикция?
В настоящее время бесплатное образование как таковое фактически перестало существовать. Формально бесплатное образование еще есть, но, подсчитав разницу в количестве платных и бесплатных мест в большинстве вузов Москвы, учтя огромный конкурс на бюджетные места, можно сразу увидеть, насколько фиктивна так называемая «бесплатность». Разве мог подумать Михаил Васильевич Ломоносов, что высказывание: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды» станет фактически недостижимым идеалом в начале XXI века.
Нередко, интересуясь каким-либо вузом и его факультетами, слышишь такие слова: «О, даже не думай туда поступать! Туда одних «блатников» берут» или задумчиво: «Если только есть деньги…» Если на платные факультеты сейчас поступить относительно просто, то для бесплатного надо иметь или «семь пядей во лбу», или знакомого ректора. В наши дни обычному деревенскому пареньку больше не выйти в академики или ученые.
… А сам вуз? Университет моей мечты… На мой взгляд, здание вуза должно быть огромным. К тому же упор в университете должен делаться не только на обучение, но и на развитие личности и воспитание здорового образа жизни. Было бы великолепно, если бы при каждом университете была своя библиотека, свой бассейн, парк, различные спортивные комплексы и творческие кружки. Высшее образование не должно быть односторонним, помимо профилирующих предметов обязательно надо изучать другие развивающие науки, уделять большое внимание спорту. Закончивший вуз человек должен основательно знать свою страну, ее историю, язык, любить свое Отечество, понимать его истинные интересы. Кроме того, преподаватели должны разъяснять молодежи пагубность нынешней демографической ситуации, укреплять институт семьи, возрождать ценности материнства и отцовства, побуждать молодое поколение к созданию семьи, заботе о детях. Было бы великолепно, если бы студенты имели возможность ездить на стажировку за границу.
Елена ШТЫРИНА, 11-й «В» класс
Комментарии