Дорожное строительство является одним из важнейших направлений деятельности Федеральной службы специального строительства РФ, которую возглавляет генерал-полковник Н. Аброськин. Спецстрой России вносит большой вклад в реализацию программы “Дороги России”, ведет строительство в 24 субъектах Российской Федерации, в том числе в малонаселенных, труднодоступных и неблагоприятных в климатическом и географическом отношении местностях. Его подразделения за полтора десятилетия проложили почти 10 тысяч км автомобильных дорог, построили около 300 мостов, более 6 тысяч водопропускных труб. Это автомагистрали: Чита – Хабаровск – Находка, Москва – Харьков, Москва – Воронеж; автодороги в Орловской, Ленинградской, Рязанской, Воронежской, Тульской, Кировской, Вологодской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономном округах; Мостовой переход через реку Зея, понтонный разводной мост через Оку в Рязанской области.
Высокопрофессиональных специалистов-дорожников готовит Военно-технический университет (ВТУ) Спецстроя России. Наши корреспонденты побывали в этом уникальном учебном заведении.
От училища к университету
Военно-технический университет находится в живописном месте. В лесу на окраине подмосковной Балашихи расположился благоустроенный городок с учебными корпусами и казармами, автопарком и учебно-производственными мастерскими, поликлиникой и стадионом, клубом и стрелковым тиром, подсобным хозяйством – всем необходимым, чтобы учиться военному делу настоящим образом.
Каждый, кто переступает КПП университета, видит на постаменте БТР. Доставленный в свое время с афганского перевала Саланг, он символизирует связь поколений. Выпускники ВТУ выполняли интернациональный долг в Афганистане (один из них – майор Александр Опарин посмертно удостоен звания Героя Советского Союза), участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясений, в контртеррористической операции в Чечне. Созданное в 1967 г. при непосредственном участии Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова, Московское военное училище гражданской обороны за свою 35-летнюю историю сменило не одно название и с февраля 1998 г. стало университетом.
– Сегодня, – рассказывает начальник ВТУ генерал-лейтенант Александр Кургузов, – это многоуровневый и многопрофильный военный вуз, готовящий специалистов по командным, инженерным и гуманитарным специальностям. В университете имеются инженерно-строительный, дорожно-мостовой, инженерно-механический и гуманитарный факультеты. В последние два года открыты дополнительно факультеты переподготовки и повышения квалификации, а также управления и подготовки руководящих кадров.
Сегодня Военно-технический университет соответствует требованиям концепции реформирования системы подготовки кадров и военного образования, что подтверждено аттестационной комиссией Министерства образования РФ. Она констатировала право университета на все виды образовательной деятельности с выдачей соответствующей лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.
Знания и опыт молодежи в стенах Военно-технического университета передает опытный профессорско-преподавательский и командный состав. Многие офицеры имеют ученые степени и звания, отмечены государственными наградами. В ВТУ работают девять академиков – членов-корреспондентов академий наук Российской Федерации, двадцать шесть докторов и более пятидесяти кандидатов наук.
Нас интересовала прежде всего профессиональная подготовка дорожников и мостовиков. Не добавляем слово “военных”, поскольку в ВТУ, как оказалось, готовят и гражданских специалистов этого профиля. Поэтому мы отправились на факультеты. Начали с факультетов в университете самых молодых, но, пожалуй, главных, так как на них…
Учатся руководители
Факультет управления и подготовки руководящих кадров образован в 2001 г. Его слушатели – офицеры, уже имеющие опыт службы в войсках.
– Главная задача факультета, – рассказывает его начальник подполковник Владимир Филатов, – готовить высококвалифицированных специалистов военного управления, в том числе дорожников и мостовиков. Срок обучения по очной форме – 2 года, по заочной – 3.
Будущие руководители учатся по академической программе. Среди изучаемых дисциплин – “Строительство автомобильных дорог”, “Строительство автомобильных мостов”. Занятия в хорошо оборудованных классах и аудиториях проводят известные ученые и квалифицированные преподаватели, имеющие большой практический опыт.
Кстати, начальник факультета, выпускник этого учебного заведения, окончил его по специальности “Строительство автомобильных дорог”. Еще курсантом участвовал в строительстве автодороги Чита – Хабаровск. После окончания Военной академии тыла и транспорта (в дипломе указано: “Организатор строительства автомобильных дорог и автомобильных мостов”) получил распределение в родной вуз.
В этом году на факультете состоится первый выпуск слушателей. Вместе с дипломом они получат назначения в воинские формирования Спецстроя России на должности офицерского состава с высшим военным образованием, дающим право на поступление в Академию Генштаба.
Еще один факультет, значение которого трудно переоценить, – факультет переподготовки и повышения квалификации. Образованный два года назад, он проводит переподготовку и повышение квалификации военных и гражданских инженерно-технических работников, а также руководящего состава воинских формирований Спецстроя России. Обучение на нем ведется по нескольким направлениям, среди них – “Подготовка мастеров и производителей работ дорожно-строительных организаций”.
Курсанты
Дорожно-мостовой факультет, возглавляемый полковником Владимиром Пивоваровым, создан в 1999 г., но уже без малого три десятилетия в военно-учебном заведении готовят специалистов по строительству, восстановлению и эксплуатации военно-автомобильных дорог и аэродромов, мостов, переправ и тоннелей. За эти годы накоплен богатый опыт подготовки столь необходимых армии и стране кадров, создана хорошая учебно-материальная база.
Кафедру мостов и тоннелей – одну из основных на факультете – возглавляет кандидат военных наук полковник Владимир Николаевский, ученый, практик, признанный специалист.
Владимир Евстафьевич с особой гордостью показал нам кабинет, в котором представлены все имеющиеся сегодня в инженерных и дорожных войсках типы мостов – состоящие на вооружении, изготавливаемые вручную, а также специальный класс водолазной подготовки с бассейном для тренировочных спусков под воду в легком и тяжелом водолазном снаряжении. А старший преподаватель кафедры полковник Юрий Зайков провел показательные занятия с курсантами.
Юрий Леонидович и его коллеги считают, что каждый будущий мостовик должен уметь погрузиться под воду, провести исследование опор или разведку дна для строительства моста. Уникальность этой подготовки состоит в том, что кафедра единственная в стране обучает военных специалистов подводным мостовым работам с выдачей удостоверения офицера-водолаза.
Помимо стационарной есть полевая материальная база. Основу ее составляет мостовой полигон с вододромом. Там представлены все образцы современных разборных автодорожных мостов и понтонных парков, низководных мостов, мостовой техники и оборудования. На вододроме проводятся практические занятия и учения по строительству, восстановлению и эксплуатации военных мостов и переправ.
Кафедры факультета многопрофильные. На них преподают более 20 специальных дисциплин, в том числе “Изыскание и проектирование мостовых и тоннельных пересечений”, “Содержание и реконструкция мостов”, “Искусственные сооружения на автомобильных дорогах”, “Городские транспортные развязки”. В учебном процессе используются различные компьютерные программы, разработанные преподавателями, например “Осадка”, “Нагрузки”. Ученые дорожно-мостового факультета выполнили ряд актуальных научно-исследовательских работ, имеющих практическое значение, подготовили учебные пособия и методическую литературу практически по всем учебным дисциплинам. Примечательно, что к научно-исследовательской работе привлекаются и курсанты начиная с первого курса.
В основе – практика
Курсанты университета получают фундаментальные знания по общенаучным, общеинженерным и гуманитарным дисциплинам. Но сколь ни был бы велик багаж знаний курсанта, важно, чтобы он умел применить их на практике. В ВТУ исходят из того, что выпускник должен быть полностью готов к самостоятельной работе, а не доучиваться в войсках или на производстве.
– Начальник Спецстроя, – говорит заместитель начальника ВТУ по учебной и научной работе кандидат военных наук полковник Андрей Воробьев, – поставил задачу уделять больше внимания практической стороне в образовательной деятельности, и мы строим учебный процесс так, чтобы не было отрыва теории от практики. В университете созданы все условия для успешной подготовки кадров: кабинеты и лаборатории, оснащенные техникой и оборудованием, компьютерные классы, учебно-производственная мастерская и полевая учебная база. Практика начинается после первого курса, продолжается на втором в течение двух недель. На третьем курсе проводится производственная практика, на четвертом и пятом – преддипломная.
Полученные навыки совершенствуются в дальнейшем на практике и стажировке в войсках и на строительных объектах. Мостовики, к примеру, проходят производственную практику на строящихся мостах Москвы и Московской области, дорожники – на строительстве дорог в разных регионах. Практически ежегодно курсанты и преподаватели проектируют и строят 1-2 моста, что кроме необходимой практики приносит университету ощутимую финансовую поддержку.
Студенты в военном вузе
Мы упоминали о том, что в Военно-техническом университете обучаются не только курсанты, слушатели, но и гражданские люди. ВТУ ведет платное обучение студентов. Подчеркнем, только их, а слушатели-офицеры и курсанты обучаются за государственный счет.
Этот эксперимент, оказавшийся удачным, начался в сентябре 1999 г., когда в соответствии с законами “Об образовании” и “О высшем и послевузовском образовании” в ВТУ был образован инженерный факультет для обучения гражданской молодежи по программам высшего профессионального образования на платной основе. С одной стороны, это дало возможность эффективно использовать потенциал высококвалифицированных преподавателей и учебные площади, с другой – получить дополнительные внебюджетные средства для дальнейшего развития учебно-материальной базы, улучшения материального положения преподавательского состава в условиях ограниченного бюджетного финансирования.
Сначала студенты обучались по трем специальностям: “Автомобильные дороги и аэродромы”, “Мосты и транспортные тоннели”, “Подъемно-транспортные строительные, дорожные машины и оборудование”. Потом к ним добавились еще две специальности. С учетом этого и роста числа обучаемых факультет в октябре 2001 г. преобразован в Институт промышленного, гражданского и транспортного строительства при ВТУ. Руководит им профессор В. Тишков. В перспективе в составе института предполагается иметь пять факультетов: промышленного и гражданского строительства, дорожно-мостовой, механический, социальной работы и права, заочного обучения и довузовской подготовки.
По мнению начальника ВТУ генерал-лейтенанта А.Кургузова, соседство университета и института положительно воздействует на курсантов. В присутствии студенток они становятся более галантными, следят за своими поведением и речью. Кроме того, курсанты и студенты обучаются одним и тем же специальностям, что не может не сближать. Они встречаются не только на занятиях и семинарах, но и проводят вместе вечера отдыха, КВНы.
* * *
За 35 лет своего существования Военно-технический университет подготовил свыше десяти тысяч офицеров-специалистов, из числа которых выросли известные военачальники, опытные военные руководители и ученые, организаторы производства.
Ныне обучение в ВТУ ориентировано на подготовку офицеров для дорожно-строительных и инженерно-технических воинских формирований Спецстроя России, а также других министерств и ведомств. Ежегодно университет выпускает несколько сот офицеров, почти половина из них – дорожники и мостовики. Анализ выпусков за последние три года показывает, что 100% выпускников трудоустраиваются, причем по своему профилю подготовки – 88%, что свидетельствует о востребованности специалистов, которых готовит Военно-технический университет.
Леонид МИХАЙЛОВ
Комментарии