Где готовят учителей информатики? Этот вопрос едва не привел меня к порогу славного Санкт-Петербургского государственного университета, поскольку встреченные в нескольких школах учителя информатики оказались бывшими «физматовцами» или «мехматовцами» «Большого». Был лет десять назад такой период, когда будущие или действующие инженеры валом валили в школу, дабы хоть как-то заработать на жизнь. Случайные люди, как правило, вскоре отправлялись на поиски более комфортных условий, а те, кого школа затянула, оставались преподавать близкую профилю дисциплину. В частности, информатику. Таким образом, могло показаться, что «Большой» университет – альма-матер всех информатиков, но точки над «i» расставили в следующей школе. Там объяснили, что учителей, преподающих этот предмет, готовят в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. И, собственно, более нигде. Пришлось изменить кривую своего маршрута и у порога не менее славного вуза задаться уже другим вопросом: как готовят учителей информатики?
По словам профессора кафедры информатики факультета математики РГПУ им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук Евгении Барановой, более трех лет параллельно со специалитетом (учитель информатики) действует система обучения «бакалавр-магистр». То есть для того, чтобы стать бакалавром образования по физико-математическому направлению, профиль «информатика», ребятам нужно проучиться четыре года. Далее можно поступить в магистратуру и, отучившись два года, получить специальность «магистр образования». Магистратура предполагает специалистов для профильной школы, для классов с углубленным изучением информатики.
Тот, кто после бакалавриата идет на специалитет, готовится стать не только учителем информатики, но и профессионалом, способным организовать школьную информационную среду, помочь другим учителям освоить и пользоваться информационными технологиями в учебном процессе, создать административные системы.
Первые два курса ребята изучают общие дисциплины, в том числе математику, дисциплины гуманитарного цикла, психологию и педагогику. С третьего курса потоки «растекаются» по профилям (математика и информатика), и здесь уже начинается серьезная специальная подготовка. Например, у информатиков очень много специальных предметов: языки и методы программирования, информационные системы, информационные программы в образовании, интернет-технологии, аппаратная составляющая. Другими словами, охвачены все слагаемые информатики. Как замечает Евгения Васильевна, программа 1980-х годов и сегодняшняя – это небо и земля. Сегодня уровень подготовки специалистов в этой области если и не достигает уровня мехмата СПбГУ, то, по крайней мере, по основным позициям можно ставить знак равенства.
И у бакалавров, и у педагогов есть обязательная практика в школе. У последних она проходит на четвертом и на пятом курсах, у бакалавров только на четвертом курсе, но подразумевается, что те доберут ее на специалитете или в магистратуре. Кстати, статистика свидетельствует: лишь единицы покидают вуз после четырех лет обучения. Основная масса предпочитает работе «студенческую пору». Примерно треть ребят поступают после бакалавриата в магистратуру, остальные продолжают обучение на специалитете. По отзыву школ, профессионально они подготовлены очень хорошо, отлично справляются с базами данных, работают над великолепными творческими проектами. Картину портит только одно «но»: будущие учителя информатики не собираются работать в школе. Многие из них заявляют об этом уже на практике. Причина вполне объяснима: маленькая оплата труда. Со столь приличной вузовской подготовкой ребята оценивают себя гораздо выше двух-трех тысяч рублей в месяц.
Санкт-Петербург
Комментарии