Информатизация все активнее внедряется в нашу жизнь, и прежде всего в систему образования. Об информатике как школьном предмете и о связи учебной дисциплины с жизнью, о вопросах содержания школьного курса и проблемах качества оценки знаний и успешности учителя мы поговорили с Натальей Владимировной МАКАРОВОЙ, заслуженным работником высшей школы РФ, профессором, доктором педагогических наук и автором учебно-методического комплекта, в который входит полная линейка учебников по информатике.
– Наталья Владимировна, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию с преподаванием информатики в школе и насколько учебная дисциплина, на ваш взгляд, должна быть связана с реальной жизнью за порогом школы?- Вопрос действительно очень важный. Не случайно и не вдруг в обществе сформировалось мнение, что такая дисциплина должна быть в списке основных школьных предметов наряду с математикой, русским языком, физикой и др. Предмет «Информатика» востребован и имеет широкое применение именно в связи со всеобщей информатизацией разных областей жизни. Владение информационными технологиями стало нормой современного человека, и этому надо обучать со школьной скамьи.Тем не менее здесь есть проблемы. Остановлюсь только на двух, самых серьезных. Первая – это новый стандарт по информатике для базового уровня старшей школы, где явно прослеживается ориентация на обучение всех детей программированию. В этом стандарте приведен перечень из 7 позиций. Складывается впечатление, что содержание этих позиций разрабатывалось людьми, либо получившими образование в данной области много десятилетий назад, либо плохо представляющими суть этого предмета и современные тенденции компьютерной индустрии, не говоря уже об особенностях учебного процесса и базовой подготовки учащихся в непрофильной школе. Это утопия – научить всех школьников программированию. И как следствие непонятно, какую цель преследовали разработчики такого, с позволения сказать, стандарта по информатике.Другая проблема – это ЕГЭ по информатике, который может успешно сдать только учащийся профильной школы. При обучении информатике в школе на базовом уровне в рамках регламентируемых часов подготовиться к нему невозможно! Вместе с тем учителя информатики в обычной школе, где обучение ведется на базовом уровне, начинают оценивать по тому, как его ученики сдают ЕГЭ. Это приводит к тому, что уроки информатики превращаются в уроки натаскивания на решение типовых задач ЕГЭ. О каком развитии, о какой информационной культуре школьника и шире – современного гражданина, члена развитого цивилизованного общества можно говорить в этой ситуации?- А нужны ли, по вашему мнению, выпускнику школы теоретические знания по информатике?- Ответ на этот вопрос однозначен – теоретические знания необходимы по всем предметам, в том числе и по информатике. Они позволяют выйти на необходимый уровень общения и понимания окружающего мира, подняться на ступень осознанного, а не примитивного восприятия окружающего мира. Они необходимы для формирования профессионально-ориентированного кругозора, для развития мышления и познавательного интереса, для формирования основ исследовательской деятельности, для активизации самостоятельной деятельности, что и определит в конечном итоге уровень развития интеллекта человека, его способности в будущей профессиональной деятельности. Это основа, базовый язык общения. Законы эволюции бескомпромиссны – новые поколения должны способствовать развитию мира, а без теоретических знаний, только с помощью рецептов реализации текущих технологий, этого сделать невозможно.- Как вы относитесь к идее введения цензуры в Интернете?- Поддерживаю эту идею. Бесконтрольные, порой агрессивные потоки информации могут принести детям больше вреда, чем пользы. Мы должны воспитывать грамотных и уверенных пользователей Интернета, но при этом понимать, что несем ответственность перед нашими учениками, еще не готовыми дифференцировать эту информацию.- Только что вышел из печати разработанный вами и вашим авторским коллективом новый учебник информатики. Что бы вы выделили в его содержании? Чем порадуете преподавателей?- Это совершенно новый вариант учебника для 10-11-х классов в 2 частях. В 1-й части представлены уже неоднократно апробированные, ставшие классическими темы, во 2-й части представлена эксклюзивная методика обучения программированию и моделированию на базе авторской системно-деятельностной концепции. Добавлю, что весь учебный материал отвечает требованиям нового стандарта по информатике по старшей школе. Учебник подготовлен с большим желанием помочь учителям-предметникам оптимизировать систему подготовки к урокам, внести творческую составляющую в сами занятия и как следствие пробудить живой интерес учеников к знаниям, без которых трудно считать себя современным человеком.
Комментарии