Долгое время руководство образовательным учреждением не рассматривалось как отдельная специфическая деятельность, требующая профессиональной подготовки, отличной от той, которую получают все выпускники педагогических вузов. Только в последнее десятилетие заговорили о менеджменте в учебном заведении как о профессиональной деятельности, требующей специального образования. Особую актуальность вопросы управления приобрели сейчас, когда учебные заведения получили право принимать самостоятельные решения по самому широкому кругу проблем, начиная с выбора технологий обучения и воспитания и заканчивая формированием бюджета школ. Поэтому вряд ли следует кого-то убеждать в необходимости повышения квалификации уже действующих директоров школ и тех, кто только готовится взвалить на себя это бремя. Повышением квалификации директоров образовательных учреждений в Москве занимаются многие центры и институты. Координирует работу Московский институт открытого образования, но нам хотелось бы сегодня рассказать об опыте Института подготовки руководящих кадров Московского городского педуниверситета, у которого есть свое ноу-хау. Возглавляет институт Михаил ЛЕВИЦКИЙ, декан экономического факультета МГПУ, академик РАО, действительный член Нью-Йоркской академии наук.
«УГ» №40, 4 октября 2005 года (спецвыпуск «Шаг за шагом»)
– Современные педагогические исследования показывают, что образование взрослых результативно лишь в том случае, если оно решает важнейшие с точки зрения обучаемого проблемы, – говорит Михаил Львович. – Проще говоря, учить директора школы тому, что он не считает для себя важным, бессмысленно. Исходя из этого, мы разработали карту потребностей в образовательных услугах. Мы решили спросить самих директоров, что им прежде всего необходимо в работе. В этой карте несколько блоков деятельности: психолого-педагогический, финансово-правовой, информационные технологии, управление персоналом, а также диагностические методы выявления качества образования. Каждый блок включает в себя значительное количество аспектов. Кроме того, у директоров была возможность высказать свои пожелания. В каждом таком блоке наряду с некоторым минимальным набором теоретических знаний рассматриваются основные виды практических умений, необходимых успешному директору. При заполнении этой карты руководители должны рядом с каждым аспектом деятельности поставить специальный знак, отражающий степень их интереса: получение самого общего представления о проблеме; существенность вопроса и желание овладеть темой более глубоко; важность для руководителя вопроса и желание приобрести практические навыки по этой проблеме.
Знаете, для нас самое неприятное – после первого дня занятий услышать такую оценку: «Это все только теория». Директорам мало изучить, к примеру, теорию конфликтов, им нужны практические советы, как устранять возможные «распри» в коллективе. Поэтому самым трудным делом становится поиск преподавателей. При том, что в Москве обилие «педагогических звезд», мы все время ищем талантливых практиков. Занятия по психологии проходят в виде тренингов, педагогический блок ведет ученый и исследователь Шалва Александрович Амонашвили.
Любопытно, что интерес к предлагаемой нами программе обучения директорского корпуса в целом несколько выше в группе «резервистов». Этот феномен может быть объяснен различной мотивацией действующих и будущих директоров. Если первые ждут от обучения оперативного повышения эффективности результатов своей работы, то вторые нацелены на повышение собственного статуса.
Если сравнивать интерес к различным блокам программы у «резервистов» и директоров, то можно отметить следующую закономерность: к психолого-педагогическому, информационному, финансово-правовому блокам выше интерес в группе резерва, а диагностические методы выявления качества образования больше интересуют уже работающих директоров; блок «управление персоналом» в равной степени интересует и директоров, и «резервистов».
– Михаил Львович, с кем помимо директоров и «резервистов» вы еще работаете?
– Разумеется, подготовка резерва – лишь одно из направлений нашей работы, а наше ноу-хау – это подготовка заместителей директоров по правовым и финансово-экономическим вопросам. Это совершенно новый вид деятельности. Наличие такого заместителя в школьном коллективе позволяет директору заниматься непосредственно учебными и управленческими проблемами, поручив финансовые вопросы компетентному специалисту. Это очень перспективное направление. У нас есть договоры по подготовке таких заместителей с рядом регионов России. К нам приходят и обычные учителя, и завучи, и «временно незанятые» с высшим экономическим и педагогическим образованием, которые хотят заниматься этой работой. Бывает и так, что человек сначала не подозревает, какая это сложная деятельность, поэтому кто-то уходит на середине пути. Те же, кто прослушал курс до конца, должны сдать своеобразный экзамен – представить двухстраничное эссе, где разработана конкретная финансово-правовая проблема деятельности своего образовательного учреждения. Кстати, в Южном учебном округе Москвы действует совет заместителей директоров по экономике, а всего там работают 150 таких специалистов. В прошлом году руководитель Департамента образования города Москвы Любовь Петровна Кезина поставила нам задачу провести подготовку замов по экономике во всех округах столицы, и эта задача выполнена. Вообще финансово-экономическая деятельность – основная наша специализация. Мы рассказываем слушателям об организации финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета, о правилах внебюджетной деятельности, налогах и налогообложении, составлении сметы расходов и доходов для образовательного учреждения, учим их разрабатывать программы экономического развития – бизнес-планы. Совсем недавно директора об этой стороне жизни не задумывались. Но сейчас все образовательные учреждения – юридические лица, и любой директор несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность. Причем иногда даже большую, чем глава коммерческой фирмы. Поясню – директор школы выступает в нескольких ролях. Он возглавляет бюджетное учреждение и, следовательно, должен работать в соответствии с Бюджетным кодексом. Но одновременно в рамках, в частности, внебюджетной деятельности директор учебного заведения должен владеть и налоговым, и гражданским, и трудовым законодательством, то есть выступать в другой роли – руководителя некоммерческой организации в форме учреждения. Причем незнание действующего законодательства не освобождает руководителя от ответственности.
Многие регионы перешли на нормативное финансирование, а это значит, что на плечи директора сваливается еще одна задача – он должен уметь составить смету.
– Получается, экономический блок самый трудный?
– Для многих – да. В связи с этим мы ведем «экономический ликбез» и в Москве, и во многих регионах России. В Москве – это регулярная работа по плану, утвержденному Департаментом образования города. Для всех директоров общеобразовательных учреждений, заведующих дошкольными учреждениями, руководителей ПУ, колледжей организуются специальные семинары, по итогам которых они аттестуются в сфере финансово-экономической деятельности.
Комментарии