search
main
0

Универсальные методики на уроке географии

Человека, неспособного читать географическую карту, сегодня нельзя в полной мере назвать образованным. Поэтому важнейшей частью географического образования является обучение школьников работе с картой. Современные атласы и карты должны решать целый ряд задач: формировать у школьников интерес к географии, обеспечивать их качественной картографической информацией, способствовать пониманию пространственно-временных параметров и ориентации в них, развитию творческого мышления и воображения.

На книжных прилавках мы видим сегодня большое количество разнообразных атласов с контурными картами. Как определить, какой комплект лучше в качестве учебно-методического пособия? Расскажу об атласах и контурных картах издательства «АСТ-Пресс», соответствующих, на мой взгляд, всем необходимым требованиям1. Именно этими пособиями я постоянно пользуюсь в работе с учениками 6-10-х классов. Картина мира на школьной парте Предлагаемые комплекты созданы под конкретные курсы географии: «Начальный курс географии» (6-й класс), «Материки, океаны, народы и страны» (7-й класс), «Физическая география России» (8-й класс), «Экономическая и социальная география России» (9-й класс) и «Экономическая и социальная география мира» (10-й класс). Важно, что каждый комплект имеет определенных авторов и это известные авторы учебников географии: И.В.Душина и А.А.Летягин (6-й и 7-й классы), Э.М.Раковская (8-й класс), А.И.Алексеев и О.В.Гаврилов (9-й класс), А.П.Кузнецов (10-й класс). Таким образом, атласы соответствуют учебным курсам и программному материалу. Научные редакторы карт составляют коллектив под руководством известного картографа, профессора МГУ А.М.Берлянта. Атласы отличаются разнообразным и глубоким содержанием, выполнены с применением разнообразных способов отображения картографической информации, включают обширный дополнительный материал в виде диаграмм, графиков, схем, иллюстраций, что позволяет создать условия для целостного восприятия мира и осуществить метапредметный подход в обучении географии в соответствии с требованиями ФГОС. Материалы атласов регулярно обновляются, они актуальны и современны. Теперь расскажу конкретно о каждом комплекте, его особенностях и поделюсь опытом работы. Атлас + карта = базовые основы предмета Атлас для 6-го класса с комплектом контурных карт «Начальный курс географии» содержит тематические карты, размещенные в соответствии с изучаемыми темами. К каждой из карт прилагаются вопросы и задания разных уровней – от репродуктивного до творческого. Так, при изучении темы «Топографическая карта» задание состоит в следующем: составить маршрут туриста через объекты (овраг, карьер, луг, родник и др.), изменить направление своего движения с северного на северо-западное, подписать горизонтали, определить высоту холма, обозначить путь потока воды во время ливня. Предлагается также создать собственный проект освоения территории. В 6-м классе ученики начинают знакомиться с географией Земли, и позволяет им это сделать карта «Путешествия и открытия». Сопоставляя карту атласа с контурной картой, ученик сам наносит маршруты знаменитых путешественников прошлых эпох: Марко Поло, Магеллана, Колумба, Крузенштерна и других. Эта работа для учащихся не только важна, но и интересна. Комплект карт дает представление о взаимном расположении материков и вод Мирового океана, крупных равнин и гор, стран, городов и т. д. На карте не только можно охватить взором всю Землю, но и выяснить взаимосвязь элементов отдельных географических комплексов. Замечу, кстати, что атлас для 6-го класса – один из самых востребованных у выпускников школы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, что еще раз подтверждает географическую и методическую грамотность его составления. Атлас для 7-го класса с комплектом контурных карт «Материки, океаны, народы и страны» содержит тематические карты, позволяющие дать комплексную характеристику любого географического объекта этого курса. Учителю географии хорошо известен тот план, по которому учащиеся дают характеристику материков: особенности рельефа, полезные ископаемые, климатические условия, особенности природных зон, народы и их основные занятия. При помощи географических карт из атласа для 7-го класса можно изучать не только положение и взаимоотношение географических объектов, но также их размеры и форму, а кроме того, особенности конфигурации материков, океанов, морей, озер, границ стран, форм поверхности, высоты объектов рельефа, глубины водоемов и многое другое. Отличительной особенностью данного комплекта является наличие новых дополнительных карт страноведческого характера. Это приобретает важное значение в условиях интегрирования географической науки с обществознанием, ее своего рода очеловечивании. Карты, характеризующие страны, народы и их деятельность, особенно необходимы при современной структуре географического образования, когда в профильных школах изучение этого предмета заканчивается в 9-м классе. Атлас для 8-го класса с комплектом контурных карт «Физическая география России» содержит тематические карты, представляющие классический вариант географических карт. Этот атлас способствует формированию универсальных учебных действий. Он снабжен рисунками, таблицами, схемами, диаграммами и картограммами. В 8-м классе изучаются крупные природные районы, и они представлены на отдельных физических картах, что позволяет исследовать территорию детально. По картам этого атласа можно проследить и историю освоения территории России. В соответствии с комплексным подходом к изучению географии в 8-м классе в атласе присутствует тема «Население». Большое внимание уделяется при этом экологической обстановке, и потому атлас дополнен картами, представляющими экологическую ситуацию, природные условия жизни людей (в том числе неблагоприятные экологические факторы), радиационно опасные объекты, антропогенное изменение природы, распаханность территории, загрязненность поверхностных и морских вод. Атлас для 9-го класса с комплектом контурных карт «Экономическая и социальная география России» содержит тематические карты с заданиями, которые помогают учащимся знакомиться с природно-хозяйственными объектами, социально-экономическими явлениями, анализировать закономерности в развитии хозяйства регионов России, специфику межрегиональных экономических связей. Атлас отличается большим количеством схем и диаграмм, что дает возможность успешно достичь поставленных учебных целей. Для каждой территории в комплекте «Экономическая и социальная география мира» представлено по две карты – «Природные условия и ресурсы» и «Хозяйство», что дает возможность учащимся проанализировать роль природно-ресурсного фактора в территориальной организации хозяйства. Завершает атлас карта культурного наследия человечества, на которой отображены объекты, имеющие общемировое значение. ЕГЭ и географическое мышление После окончания 11-го класса (а в будущем, возможно, и после 10-го класса) ученики сдают ЕГЭ по географии. В 10-11-х классах учителю географии необходимо не только сформировать знания о том или ином географическом объекте и его местоположении, но и выявить также уровень усвоения этих знаний. Насыщенность материалов ЕГЭ вопросами на знание географической номенклатуры должна заставить любого школьного учителя географии серьезно подойти к данной проблеме, и в первую очередь отнестись к ней творчески. Подводя итог, еще раз можно сказать, что оптимальный для использования на уроках комплект школьных атласов с контурными картами должен помогать развитию географической памяти, расширению кругозора, успешному формированию географического мышления учащихся. И основная цель педагога – из существующего многообразия выбрать именно те атласы, которые соответствуют этим задачам. 1 В связи с переходом на обучение географии с 5-го класса «УГ» обратилась за комментарием в издательство «АСТ-Пресс», рассказавшее, что в настоящее время завершается работа над комплектом «Атлас + контурные карты по географии для 5-го класса», который будет выпущен в мае 2012 года. ​Юрий ЧУРЛЯЕВ, учитель географии МБОУ СОШ №78 г. Воронежа с углубленным изучением отдельных предметов, учитель года Воронежской области-2010, победитель ПНПО 2006, 2010 гг., кандидат педагогических наук, доцент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте