search
main
0

Универсальное средство. В процессе обмена мнениями ничего не теряют, лишь приобретают

​Для нас большая честь принимать участие в съезде учителей. Мы – это целая команда педагогов, мои коллеги, учителя физкультуры Дмитрий Бесполов и Анна Скуридина, наши партнеры и друзья, координатор спортивной работы региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Ольга Котова и два многократных чемпиона Паралимпийских игр биатлонисты-паралимпийцы Сергей Шилов и Владимир Киселев. Мы немного волнуемся. Но поскольку сквозной нитью, рефреном работы нашей секции является такое фундаментальное философское понятие, как «диалог», мне хотелось бы именно в этом ключе построить нашу сегодняшнюю беседу.

Если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку», – говорил Бернард Шоу. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Диалог – это самая дешевая и оперативная форма обмена информацией, универсальное средство взаимодействия между людьми. В процессе обмена мнениями участники диалога не только ничего не теряют, но, наоборот, даже приобретают. Чем содержательнее диалог, тем богаче становится каждый из его участников, несмотря на возможное интенсивное противоборство идей и обмен ими.Нам наиболее близок сократический, или исследовательский, диалог. В нем партнеры занимают равноправное положение. Каждый имеет право высказывать свое мнение и защищать его. Может не только слушать собеседника, но и задавать ему вопросы, ждать обоснованных ответов на них. Как заметил Иммануил Кант, в таком диалоге «и ученик является учителем». Как видите, все новое – это хорошо забытое старое. Вот они – субъект-субъектные отношения, прописанные в новых стандартах.Обучение рассматривается нами как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе. Этому способствует реализуемый на протяжении ряда лет в школе №2121 международный инновационный проект «Молодежь в диалоге». Его цель – развитие нравственно-правовой культуры подростков, воспитание толерантного отношения к окружающим, социализация и формирование активной жизненной позиции подростков в рамках межкультурного и межличностного диалога.В рамках реализации данного проекта мы участвуем в международных школьных обменах, межрегиональных и международных конференциях и культурологических фестивалях, взаимодействуем с детьми и взрослыми из разных стран, с разной культурой, говорящими на разных языках, имеющими разный цвет кожи, различные физические и интеллектуальные возможности. И каждый раз мостиком к пониманию становится диалог.Современная школа должна стать школой равных возможностей, «территорией для всех». В этом году на нашем мастер-классе мы попытаемся рассказать об одном из аспектов реализуемого нами проекта «Молодежь в диалоге» – о работе по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, покажем примеры такой работы.Но давайте обо всем по порядку.Диалог – это не судейство, а понимание и обучение. Диалог опровергает стереотипы, создает доверие и позволяет людям быть открытыми к перспективам, которые сильно отличаются от их собственных.Диалог, возникая на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, отыскание предположительных ответов и дальнейшую аргументацию последних.Владимир Соломонович Библер, создатель учения о диалоге культур, отмечал: «…в той мере, в какой я мыслю, я мыслю диалогически, потому что мыслить – значит беседовать с самим собой, значит обращаться к самому себе, выявлять какие-то трудности и находить истинное решение…»О поиске себя, о преодолении, о разрушении стереотипов… Сергей Шилов и Владимир Киселев доказали своим примером на съезде: нет ничего невозможного!Казалось бы, там, где нет слов и нет языка, не может быть никаких диалогических отношений. Они не могут существовать среди объектов и логических величин (понятий, суждений). Да, действительно, диалогические отношения предполагают язык, но они не живут в системе языка.Елизавета ЧИРКОВА, директор школы №775

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте