Статистика неумолимо свидетельствует об увеличении количества детей с расстройствами аутистического спектра. И если в конце 1990-х годов ученые говорили, что один ребенок с аутизмом приходится на каждые 10000 нормотипичных, то по современным данным – это уже каждый 68-й ребенок.
Но данные не отражают реального количества детей с аутизмом. Мы предполагаем, что цифры сильно занижены. Многие дети не учтены официальной статистикой, так как не посещают государственные образовательные и медицинские организации. Родители часто отрицают проблему (боясь навешивания ярлыков) или предпочитают получать психолого-педагогическую помощь на дому либо в частных учреждениях. Трудности достоверной статистики также обусловлены отсутствием системы межведомственного учета детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также сложностями дифференциальной диагностики в раннем и младшем дошкольном возрасте в условиях междисциплинарного (медико-педагогического) обследования.Особенности развитияДети с расстройствами аутистического спектра характеризуются нарушениями коммуникации и социального развития, своеобразием сенсорной сферы, склонностью к стереотипной непродуктивной деятельности и навязчивым интересам, нефункциональным использованием речи и ее специфическим развитием.Эти признаки имеют разную степень выраженности у каждого ребенка. Специалисты часто говорят: если вы знаете одного ребенка с аутизмом, вы знаете только одного ребенка с аутизмом. Разные возможности – разные потребностиТо есть группа детей с расстройствами аутистического спектра настолько разнородная, что выработать единый стандартный подход к организации обучения и психолого-педагогическому сопровождению невозможно. Каждый ребенок с РАС имеет свой уникальный и неповторимый профиль развития, его развитие неравномерно и искажено. Диапазон выраженности различий весьма широк: от серьезных ментальных нарушений до одаренности в узкой области, от отсутствия до хорошо развитой речи, от полной аутизации до активного поиска общения. Как же выстроить эффективную систему образования для настолько непохожих друг на друга обучающихся?Обучение детей без преградВ первую очередь мы говорим о важности создания специальных условий получения образования для каждого ребенка с РАС в любой школе без преград. При определении варианта индивидуального образовательного маршрута образовательная организация учитывает рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии. Современное образование должно быть органично включено в жизнь ребенка с РАС, стать опорой для формирования жизненных компетенций, способствовать социальной адаптации и быть важнейшим ресурсом для его семьи. Для этого необходимо максимально индивидуализировать образовательный маршрут ребенка, создать комфортные условия в соответствии с его потребностями и внутренними ресурсами для максимального раскрытия его потенциала. Вариативные модели обученияУчитывая широту диапазона признаков, характеризующих расстройства аутистического спектра, стоит сказать о необходимости разработки вариативных моделей организации образовательного процесса обучающихся с РАС в условиях школы. Выбор модели необходимо осуществлять в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ребенка и планируемыми результатами его обучения. Стоит учитывать изменчивость и динамику развития ребенка, поэтому важно предусмотреть возможность гибкой смены образовательных моделей от актуального состояния обучающегося. Задачи системы образованияИз всего вышесказанного следует, что перед системой образования стоят две основные глобальные задачи: выработать вариативные модели эффективного обучения и дифференцированные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с РАС. Именно на решение этих двух задач направлен образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС в образовательных организациях».Показатели успешности образовательного маршрутаПри определении корректности образовательного маршрута школа может опираться на следующие показатели: – соблюдение права детей на получение образования: степень выраженности нарушений не препятствует получению образования, всегда можно найти адекватную для состояния ребенка форму получения образования;- доступность образования – это не только шаговая доступность, что крайне важно для детей с РАС (дети с аутизмом крайне тяжело переносят длительные поездки), но и адаптация содержания образования, которая отражена в различных вариантах АООП;- повышение качества образования можно рассматривать с точки зрения адекватности подбора технологий обучения и сопровождения, которые соответствуют возможностям ребенка «здесь и сейчас» и способствуют реализации его потенциала; – обеспечение непрерывности и преемственности уровней образования происходит за счет выстраивания образовательной вертикали в крупной образовательной организации.РискиДля успешной реализации индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося с РАС важно предвидеть возможность возникновения рисков, которые будут затруднять реализацию данного маршрута, и вовремя их предупредить. Для нивелирования данных рисков в настоящий момент большое внимание уделяется подготовке кадров для работы с детьми с аутизмом, владеющих вариативными технологиями сопровождения. Проводится большая работа по адаптации материалов для проведения промежуточной и итоговой диагностики достижений детей с расстройствами аутистического спектра. Ведется поиск эффективных и взаимодополняющих технологий сопровождения детей с РАС в условиях образовательной вертикали. Личные достиженияПри обучении ребенка с РАС необходимо понимать, что школьная успешность – это не только образовательный, академический результат, это максимально возможное развитие его способностей. Для этого нужно спроектировать индивидуальную образовательную траекторию развития и обучения ребенка и реализовать ее.Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра
Комментарии