search
main
0

Уникальный экземпляр. Готова ли школа к одаренным детям?

​Сегодня все чаще можно слышать слова о том, что нет неталантливых, неодаренных детей. Нужно только вовремя в них это увидеть и поддержать. И все-таки: одаренность – массовое явление или штучный товар? Как в больших школах суметь разглядеть и не упустить? Как сделать так, чтобы эти дети не стали заложниками собственной индивидуальности? Как помочь учителю, воспитателю не мерить каждого ребенка общей меркой? Вопросов больше, чем ответов. Ребенок должен поверить в себя, в свои возможности – для этого он должен много всего перепробовать…

Школа, детский сад должны стать для ребенка тем местом, тем пространством, где ему предлагается многое, из чего бы он мог выбирать, ошибаться, опять выбирать и опять не бояться ошибиться… Не бояться – это очень важно. Это значит, что не будет недовольства учителя, насмешек сверстников, потому что у каждого есть такое право на ошибку. Вспомните хотя бы одно отличие между тем, как ребенок идет на урок и на кружок. Куда его зовет душа? Ответ очевиден: туда, где интересно; туда, где не ставят двоек. В педагогике это называется мотивацией. В кружках мотивация не навязывается сверху – это решение ребенок принимает сам…Как нам, учителям, создать такие условия для детей, чтобы у них было максимум возможностей для проявления себя, своей одаренности? Одаренный ребенок пытлив, любознателен, у него парадоксальная логика, свой взгляд на многие вещи. Одаренность требует мужества говорить о том, с чем не согласны другие. Одаренные дети по-другому оценивают окружающую их действительность, они стремятся проникнуть в суть явлений, не довольствуясь поверхностными объяснениями, если даже их сверстникам они кажутся достаточными. О какой бы одаренности мы сейчас ни говорили (академической, интеллектуальной, творческой), у всех одаренных детей ярко выражена познавательная потребность, проявляющаяся в поиске нового, в удовольствии от умственной работы. Одаренные дети непрерывно ищут для себя сложную интеллектуальную работу, для них именно она самое большое удовольствие.Не существует ли здесь такой же разрыв между учителем и учеником, как в овладении современными гаджетами? Не становится ли мало одаренному ребенку простого учителя? Опять вопросы…Не каждый учитель может работать с одаренным ребенком, у него тоже должны быть интерес, мотивация. Учитель – профессия массовая, работа с одаренными – индивидуальна. Мы часто можем наблюдать, когда учитель очень радуется, что в классе есть явно выдающийся ребенок, он начинает давать ему более трудные задания, пытается уделять ему особое внимание, но затем в силу разных обстоятельств такие намерения пропадают. Более того, такой ребенок начинает привлекать к себе большее внимание, это становится в тягость не только учителю, но и одноклассникам, которые начинают считать его выскочкой. Его перестают спрашивать, потому что он и так все знает. Самое страшное, что может случиться в такой ситуации, – ребенок постепенно становится лишним, а школа ему ненужной.Таким детям нужен особый подход, особые условия, особые учителя. Может быть, поэтому многие родители с детьми выбирают семейное образование. Может быть, поэтому с каждым годом все больше наших детей переходят на индивидуальные учебные планы и даже на индивидуальные образовательные программы, где прописаны не только уроки, но вся внеурочная деятельность, предпрофессиональные пробы, дополнительные курсы, даже практика на предприятиях.Безусловно, одно из важных направлений, помогающих выявлять одаренных детей, – олимпиадное движение. И здесь очень важно увидеть и поддержать ребенка, который проявляет особые способности. Несомненно, к олимпиадам нужно готовить: здесь очень важна роль дополнительных занятий, кружков, факультативов, исследовательских и проектных работ, индивидуальных консультаций. Большую помощь в этом нам уже второй год оказывают тренеры Центра педагогического мастерства. Мы видели блеск в глазах ребят, когда они вместо дискотеки решали задачи, спорили, доказывали. Все это было после занятий с тренерами в центре дополнительного образования «Команда». Огромный интерес вызвал телемост, который организовала школа №1392 имени Д.В.Рябинкина для старшеклассников округа, «Объединенный институт ядерных исследований: Коллайдер Ника, важнейшие открытия последних лет». В работе приняли участие ведущие физики, математики и инженеры, работающие в области высоких энергий, непосредственно занимающиеся эксплуатацией установок, расположенных на территории Объединенного института ядерных исследований в Дубне, и Европейском Центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии. В рамках подготовки к телемосту была организована поездка школьников округа в университет «Дубна» и Объединенный институт ядерных исследований. Обучающиеся посетили синхрофазотрон, встретились с учеными университета «Дубна», побывали на фазотроне Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ. А во время телемоста у старшеклассников была удивительная возможность представить ученым свои первые научные, исследовательские проекты. Сейчас эти ребята обучаются в инженерных классах и готовятся к новым проектам.Наверное, одним из доказательств, что одаренному ребенку в школе было хорошо, что его там заметили, ему там создали условия, является то, что такой ребенок, став призером или победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, поступив в престижный вуз, возвращается в свою школу тренером, чтобы помочь другим таким же – талантливым и одаренным. У нас такие дети есть.Денис БАХАРЕВ, директор школы №1392 имени Д.В.Рябинкина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте