Отличительными чертами XXI века согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» являются «глобальное информационное пространство, массовая культура, космополитическая среда Интернета, виртуальная псевдореальность». Это актуализирует необходимость сохранения и развития в сознании подрастающего поколения их причастности к культурно-историческому самобытному наследию, духовным традициям страны и прежде всего ценностей патриотизма.
Юность отличается постоянной внутренней готовностью к уподоблению себя значимому другому на основании эмоциональной связи с ним. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация. Таким образом, процесс культурно-исторической самоидентификации современных подростков предстает перед нами как длительное путешествие в культурные пласты истории страны через увлекательную экспедицию внутрь себя. Помочь в этом подростку способны приемы театральной педагогики, так как они предоставляют человеку возможность без опаски раскрывать свою душу навстречу новым переживаниям и ощущениям через игру. Поэтому в своей практической деятельности руководителя школьного военно-исторического музея применяю именно их как инструмент для изучения внутреннего мира подростка.Школьный военно-исторический музей XXI века – это ядро собственного культурно-исторического пространства и детско-взрослой событийной общности образовательной организации; пространство для встречи поколений. Он дает возможность подростку осуществлять образовательное путешествие внутрь себя, соприкасаясь с личными вещами конкретных людей – ветеранов Великой Отечественной войны и Военно-морского флота. К сожалению, они уходят из жизни, но их личные вещи, переданные в музей на постоянное хранение, остаются с современными подростками не в виде экспонатов в закрытых витринах, а в качестве протянутой руки, связующей поколения.Очевидно, что уникальный арсенал приемов театральной педагогики, применяемый системно, способствует культурно-исторической самоидентификации современных подростков.Основные приемы и принципы театральной педагогики могут использоваться в школьной музейно-педагогической практике следующим образом. Проживание – в экскурсионной деятельности, когда экскурсия – небольшая театрализованная постановка, в которой экскурсанты являются действующими лицами, что направлено на активизацию восприятия информации об истории нашей страны.Продуктивная игра – на сборах межрайонного сообщества музейных лидеров в виде разработки совместных социально-образовательных проектов. Работа проходит в группах, при этом часть учащихся являются разработчиками, а другая экспертами – представителями управы и администрации школы. Целью этой формы применения приема театральной педагогики в музейной деятельности является включение подрастающего поколения в практику социального действия, которая является неотъемлемой частью сферы потребностей современных подростков, способствующей их культурно-исторической самоидентификации.Сюрпризность – в экскурсионной деятельности – «ожившие экспонаты». Каждому экскурсанту дается фонарик, его передвижение осуществляется в полной тишине, при входе на экспозицию он видит ярко освещенный «экспонат» (экскурсовода), который оживает и начинает рассказывать о своих соседях (экспонатах). Такая форма работы дает возможность мобилизации внимания, мотивации к получению новой информации об истории своей страны.Реконструкция реального пространства и помещение в него реального человека – в экскурсионной деятельности, при традиционном посвящении в члены музейного актива учащихся и принятии новых членов в ДОО «Кузнецовцы», используя технические возможности пространства, в котором расположена музейная экспозиция, – свет, звук, образы предков, то есть практически процесс инициации с испытаниями.От известного к новому – экскурсионная деятельность. Фамилии великих флотоводцев разбиваются на слоги и пишутся на карточках, затем учащиеся в группах складывают из них фамилии, находят портрет этого человека по своим внутренним ощущениям, а руководитель музея или член музейного актива учащихся (из старших классов) читает соответствующие стихотворные строчки, посвященные этому человеку, а затем они заучиваются всей аудиторией. Это позволяет подросткам идентифицировать себя с великими предками, так как в этом случае их встреча происходит на духовно-эмоциональной личностной основе.Топологический прием – экскурсионная деятельность. Интерактивная экскурсия по экспозиции школьного музея, суть которой заключается в следующем: пройдя по экспозиции, запомнить расположение тематических витрин и отдельных предметов в них, затем по памяти нарисовать карту в цвете, по которой провести обзорную экскурсию для других групп, прошедших непохожим маршрутом по экспозиции. Цель – развитие наблюдательности и точности памяти, без которых затрудняется процесс культурно-исторической идентификации.Прием контаминации – экскурсионная деятельность: разработка текста экскурсии в соответствии с возрастом аудитории на основе материалов, взятых из разных источников. Цель – приобретение навыков композиционного решения как одного из факторов эмоционально-художественного восприятия окружающего мира и истории своего этноса.Интерактивность – экскурсионное или просветительное направление музейной деятельность в виде игры – путешествия по станциям (по экспозиции) с выполнением различных заданий. Цель – развитие умения активно смотреть и слушать, а значит, быть включенным в личностное освоение культурно-исторического наследия всеми гранями своей самости. Наглядность – экспозиционная деятельность школьного музея. Художественно-выставочная часть экспозиций: оформленные стенды и витрины с экспонатами располагаются на стенах в коридорах, в кабинетах истории и географии, что способствует развитию образной памяти. Сознательное освоение материала – организация и проведение диспутов между представителями разных поколений на злободневные темы: проблемы современного образования, перспективы развития музея, проблемы «отцов и детей», «герой нашего времени», «Что такое патриотизм?» и многое другое. Цель – развитие умения говорить, доказывать свою точку зрения, слушать и слышать другого, без чего так же невозможно представить процесс идентификации подростков.Естественно, приемы театральной педагогики должны стать неотъемлемой частью всей музейно-педагогической деятельности образовательного учреждения и применяться в ней в виде системы, а не единичных случаев. В моем видении эта система вписывается в понятие образовательного путешествия как путешествие внутрь себя взрослого и подростка через совместную общественно значимую творческую деятельность, включающую в себя всю многогранность направлений.Более 12 лет занимаюсь организацией образовательных экспедиций в Заполярье, Архангельскую и Вологодскую области – на малую родину Героя Советского Союза, адмирала флота Советского Союза, народного комиссара ВМФ СССР, главнокомандующего ВМС СССР Н.Г.Кузнецова. Во время таких поездок обучающиеся самостоятельно знакомятся с особенностями жизни людей в этих краях. Экспедиции пробуждают в ребятах чувство сопереживания по отношению к судьбам людей, живших и живущих в северных областях нашей необъятной Родины, они переживают события суровых сороковых, проходя коридоры и отсеки надводных и подводных кораблей, общаясь с ветеранами Великой Отечественной войны в неформальной обстановке, со своими ровесниками из школ этих регионов России.В экскурсионной деятельности начиная с 2013 года применяю драматические композиции, чтобы разбудить духовно-эмоциональную сферу каждого подростка для вчувствования в переживания другого человека. Например, композиция «Помни, не забывай» посвящена памяти ветерана Великой Отечественной войны, гвардии главного старшины Юрия Александровича Фомичева, ушедшего из жизни в феврале 2012 года. При написании авторского текста опиралась на материалы сборника Юрия Александровича «Память не стынет!». Акцент сделала на любовь и дружбу в судьбе этого человека, так как ребят волнуют эти проблемы, взяв временной период с 1-го дня войны до гибели любимой девушки в августе 1943 года. По сценарию линию отца на войне продолжает старший друг героя Михалыч, антигерой – война как стихийное явление, несущее с собой разрушение и смерть. Работу начала с применения приемов погружения и проживания подростками судьбы реального человека в конкретной ситуации суровых сороковых через музыку, видеоряд, создание художественных, а затем словесных портретов персонажей композиции, что позволило каждому подростку самостоятельно определиться с ролью лично для себя. Особое внимание уделяла этюдам, связанным с современными жизненными ситуациями, и выстраиванию актерского взаимодействия между подростками, исполнявшими роли Юрия и Оксаны.Постоянный поиск новых форм работы школьного военно-исторического музея через активное включение приемов театральной педагогики в его деятельность, организация ежегодных образовательных экспедиций в разные уголки нашей Родины, наличие интересной экспозиции есть основа развития культурно-исторической самоидентификации подрастающего поколения, без чего невозможно пробуждение у них потребности изучать и знать историю своей Родины.Татьяна КОСТИКОВА,педагог-организатор школы №1465, руководитель школьного музея
Комментарии