20 лет назад, 8 декабря 1986 г., впервые взмыл в небо противолодочный многоцелевой самолет-амфибия А-40 «Альбатрос», разработанный Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Г.М. Бериева. На нем было установлено 148 мировых рекордов.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс основан в 1934 г. как Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения, которое возглавил военный инженер Георгий Бериев. Созданные в предвоенные годы морской ближний разведчик МБР-2, корабельные гидросамолеты КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4) поступили на вооружение ВМФ и успешно применялись в Великой Отечественной войне.
В 1940 – 1960-е гг. для охраны морских рубежей разработаны всемирно известные – летающая лодка Бе-6, реактивный гидросамолет Бе-10 и самый большой самолет-амфибия того времени Бе-12.
Создание этих самолетов закрепило за нашей страной мировой приоритет в области гидросамолетостроения. Они обладали высокими летно-техническими и мореходными характеристиками, подтвержденными десятками мировых рекордов, и длительное время находились на вооружении.
В 1968 г. создан самолет для местных авиалиний Бе-30 (Бе-32), который не был запущен в серийное производство по политическим мотивам. Спустя 25 лет этот самолет, восстановленный в варианте Бе-32К и показанный на аэрокосмическом салоне в Париже, вызвал большой интерес у авиаспециалистов.
В 1970 – 1980-е гг. сфера деятельности КБ значительно расширилась. На базе соответствующих самолетов-носителей были созданы стратегические комплексы вооружения – дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50 и сверхдальней связи
Ту-142МР. ТАНТК им. Г.М. Бериева приступил к созданию нового поколения самолетов-амфибий, обладающих уникальным сочетанием высоких летно-технических и мореходных характеристик.
Первым из них стал крупнейший в мире реактивный самолет-амфибия A-40 «Альбатрос». Он разработан прежде всего как противолодочный самолет, способный за непродолжительное время обследовать обширные водные пространства, с помощью бортовых средств обнаружить подводную лодку и поразить ее имеющимся на борту оружием.
Разработка «Альбатроса» началась в 1983 г. Впервые с наземного аэродрома одну из двух опытных моделей поднял в воздух экипаж во главе с
Е.А. Лахмостовым 8 декабря 1986 г. В ноябре 1987-го А-40 впервые взлетел с воды. В ходе испытаний на «Альбатросе» сначала было установлено 126 мировых рекордов, позднее их число возросло до 148. В том числе по скороподъемности (на 3000 м с грузом 10 тонн он взлетает за 3 минуты), по крейсерской скорости (с 10 тоннами 745 км/час), по высоте горизонтального полета (с тем же грузом – 13 тысяч м) и много других.
«Альбатрос» – свободнонесущий двухдвигательный моноплан с высокорасположенным стреловидным (по передней кромке примерно 27 градусов) крылом и Т-образным хвостовым оперением. В его планере широко использованы сотовые клееные конструкции и неметаллические материалы. Впервые в мировой практике для него разработано днище переменной килеватости, что улучшило устойчивость и управляемость самолета при движении по воде, а также уменьшило перегрузки при взлете и посадке. В передней части фюзеляжа за обтекателем антенны радиолокационной станции находится кабина экипажа, за ней – отсек радиоэлектронного оборудования, в задней части фюзеляжа – отсек вооружения.
Для повышения устойчивости самолета на воде под концевыми частями крыла на коротких пилонах установлены неубирающиеся поплавки. В задней части фюзеляжа имеется водяной руль.
Для эксплуатации его на аэродромах с твердым покрытием используется трехстоечное колесное шасси. При взлете с аэродрома длина разбега – 1000 – 1200 м, пробега при посадке – 700 – 900 м. На воде необходима длина акватории 3200 м. Самолет взлетает и садится на воду при высоте волн до 2 м. В полете, а также при взлетах и посадках в режиме гидросамолета передняя стойка шасси убирается в фюзеляж, основные – в обтекатели за крылом. Есть сведения о возможности установки лыжного шасси для эксплуатации самолета на заснеженных площадках.
Эта уникальная машина по своему аэродинамическому совершенству и летным характеристикам не уступает сухопутным самолетам аналогичной весовой категории. Одновременно на «Альбатросе» удалось достичь чрезвычайно высоких гидродинамических характеристик.
А-40 был принят на вооружение в 1990 г. Им хотели заменить устаревшие самолеты Бе-12 и Ил-38. Но в 1991-м, в самый разгар успешных летных испытаний, было принято решение о демонстрации А-40 на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Поэтому с самолета пришлось снять специальное оборудование. Темп испытаний был нарушен. Вскоре в нашей стране произошли политические события, повлекшие за собой резкое сокращение расходов на оборону. В результате средств для завершения программы испытаний А-40 и развертывания его серийного производства не нашлось. Программа создания нового российского патрульного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос» на длительное время была фактически заморожена.
Но, к счастью, перемены в нашем Отечестве вдохнули в нее новую жизнь. «Работы по созданию самолета-амфибии А-40 будут продолжены. Этот самолет включен в Государственную программу вооружения», – сообщил «Интерфаксу-АВН» генеральный директор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г.М. Бериева Виктор Кобзев. Он отметил, что заказчиками А-40 являются Военно-воздушные силы и Военно-морской флот России. «Мы идем по пути развития этой темы. Подписали с заказчиком в лице ВВС и ВМФ дополнительное техническое задание, которое расширяет возможности и функции этого самолета. То есть, он уже будет не только спасательным, а может использоваться, в том числе в интересах разведки, целеуказания, выполнять другие задачи», – рассказал гендиректор.
Комментарии