search
main
0

Уникальные возможности. Предпрофессиональное и профильное образование

​Каждый человек рано или поздно сталкивается с необходимостью сделать непростой выбор – определиться со своей будущей профессией. Подавляющее большинство вынуждены решать эту проблему во время своего обучения в школе. Именно поэтому на педагогов возложена ответственная миссия – не только помочь учащемуся сделать правильный выбор, но и сделать все возможное, для того чтобы организовать качественный, соответствующий всем необходимым требованиям образовательный процесс по определенному им профилю.

В школах районов Хорошево-Мневники и Щукино отработана система разделения процесса профильного обучения на два этапа. На первом, так называемом предпрофильном, этапе происходит профессиональное ориентирование учащихся. Это, пожалуй, одна из наиболее ответственных стадий, когда школьнику предоставляют всю необходимую информацию для принятия правильного решения по выбору своей будущей профессии. Существенную помощь ученику в данный момент оказывают применяемые школьными психологами современные, адаптированные с учетом индивидуальных особенностей программы профессиональной диагностики. На основе полученных результатов, а также сформировавшегося в сознании учащегося представления об имеющихся возможностях по профессиональному самоопределению социальные педагоги и психологи консультируют школьников, помогая сделать окончательный выбор или убедиться в правильности принятого ранее решения.Несмотря на то что на данном этапе ученик уже наметил свой профессиональный путь, перед ним и педагогами возникает проблема определения наиболее подходящего профиля образования. Решение этого важного вопроса, а также процесс последующего сопровождения составляют второй этап, называемый профильным обучением.В каждой школе районов Щукино и Хорошево-Мневники создано не менее четырех разноплановых профилей, а общее количество в образовательных учреждениях межрайонного совета директоров составляет четырнадцать направлений, которые охватывают все основные сферы нашей жизни. Учащиеся наших районов имеют возможность выбрать такие профили, как естественно-научный, технологический, физико-математический, социально-гуманитарный, кадетские классы, гуманитарный, социально-экономический, лингвистический, химико-биологический, универсальный, инженерный, медицинский, художественно-эстетический, филологический.Нельзя не отметить отдельно создание в 2014 году в честь семидесятилетия Великой Победы кадетских классов на базе общеобразовательных школ. Разработана и успешно реализуется совместная программа по взаимодействию и обучению между кадетскими классами школ и Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова. Основной задачей данного профиля является подготовка будущих высококвалифицированных военных медиков. Создание кадетских классов стало не только базой для профессионального самоопределения, но, что не менее важно, является ответом на социальный запрос государства и общества по формированию военно-патриотических ценностей и культуры подрастающего поколения.Программы профильного образования школ районов Щукино и Хорошево-Мневники дают возможность углубленного изучения нескольких предметов. Так, например, естественно-научный профиль предполагает углубленное изучение физики, химии и биологии, гуманитарный – литературы, русского и иностранных языков, социально-экономический профиль – истории, права и экономики, а инженерный – физики, математики и информатики.Практика организации процесса профильного обучения в наших школах определила важный элемент, формирующий основу успешной подготовки будущих специалистов, которым является взаимодействие с вузами, соответствующими основным профилям. Большинство школ районов Хорошево-Мневники и Щукино сотрудничают с профессорско-преподавательским составом ведущих вузов. Педагоги проводят занятия с учащимися по профильным дисциплинам. Школьники выезжают на кафедры и факультеты высших учебных заведений не только с целью получения знаний по выбранной профессии, но и для того чтобы ознакомиться ближе с местом, в котором они продолжат свое обучение. Например, модель предуниверсария, которая представляет собой целый комплекс образовательных мероприятий, предусматривающих систематические выездные занятия на базе профильных вузов, участие в российских и зарубежных стажировках с педагогами школы и профессорами высших учебных заведений. Обучение проводится по программам, разработанным на основе требований, предъявляемых к поступающим в ведущие московские вузы.Кроме того, учащиеся профильных классов проходят обучение по разным программам ранней профессиональной ориентации вузов. Например, учащиеся медико-биологического профиля некоторых школ осваивают программу «Шаг в медицину» в условиях Центра непрерывного профессионального образования (ЦНПО) УВК «Mentor Medicus» Первого МГМУ имени И.М.Сеченова. Ученики изучают модули «Технология оказания медицинских услуг», «Организация охраны труда младшей медицинской сестры по уходу за больными». Очная часть программы рассчитана на сорок академических часов. В процессе прохождения курса будущие сеченовцы получают уникальную возможность пройти увлекательное и современное обучение врачебным навыкам и принять непосредственное участие в работе клиник Первого МГМУ имени И.М.Сеченова.Во время прохождения программы учащиеся не только знакомятся с профессией, но и принимают окончательное решение о профессиональном самоопределении в медицине. Важным итогом реализации программы является сдача квалификационного экзамена и получение свидетельства об обучении.Ученики инженерного профиля имеют возможность принимать активное участие в лабораторных работах на оборудовании вузов-партнеров. Так, например, школьники создают модели промышленных роботов, соревнуются в международных чемпионатах, встречаются с ведущими учеными в сфере информационных технологий, посещают конференции и мастер-классы. На данном этапе работа по усовершенствованию программ предпрофильного и профильного образования школ районов Щукино и Хорошево-Мневники продолжается, однако нельзя не отметить, что результаты уже сделанного педагогическими коллективами вселяют уверенность в правильности выбранного пути. Наши выпускники уверенно выбирают дальнейшие профессиональные пути, к окончанию школы большинство учащихся имеют достаточный объем знаний и представлений о будущей профессии.Екатерина ИВАНОВА, директор Курчатовской школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте