search
main
0

Уникальные программы. Об эффективности системы довузовской подготовки говорят факты

​История НИЯУ МИФИ, отмечающего в этом году 75-летний юбилей, вмещает много славных дел на благо Отечества и российского образования. На каждом этапе своего развития – от Московского механического института боеприпасов до современного Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», достойно представляющего страну в мировых рейтингах, вуз сохранял приверженность лучшим традициям отечественной высшей школы и в то же время чуткую восприимчивость к требованиям времени и передовому опыту. И один из успешных проектов университета – профильная подготовка школьников в системе «школа – вуз».

Итак, 2013 год. Департамент образования г. Москвы открывает пилотный проект по организации профильного обучения школьников в университете; НИЯУ МИФИ энергично берется за реализацию проекта и в минимальные сроки создает в университете структурное подразделение, реализующее программы среднего общего образования, – предуниверситарий НИЯУ МИФИ. В него входят университетские лицеи №1511 и №1523, Центр довузовской подготовки, Центр технологической поддержки образования и Междисциплинарный центр суперкомпьютерных вычислений.Цель создания предуниверситария прежде всего заключается в стремлении к повышению уровня профильной подготовки школьников, попытке сформировать у них компетенции, необходимые для продолжения обучения в университете. С этой целью были разработаны уникальные программы довузовской подготовки к инженерным специальностям (направлениям). Программы – на основе интеграции учебной и исследовательской деятельности школьников, интеграции общего и дополнительного образования, усиления исследовательского компонента, организации проектной деятельности. Создана уникальная система подготовки к олимпиадам и инженерным конкурсам проектных работ школьников. Ежегодно на базе предуниверситария проводятся летние физико-математические школы для одаренных школьников Москвы и других регионов России. Организован вечерний лицей, в котором в вечернее время и в воскресные дни ежегодно проходят обучение более 1000 школьников. Разработанные в предуниверситарии образовательные программы используются при организации учебного процесса в атомных и инженерных классах школ – партнеров НИЯУ МИФИ.Теперь о приоритетных направлениях деятельности и формах работы с одаренными школьниками. Во-первых, углубленная подготовка по предметам естественно-научного и технологического циклов. Усиленная подготовка по математике, физике, химии и информатике включает в себя специальные курсы, реализуемые профильными кафедрами университета, а также систему подготовки к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.Не менее важно обеспечение преемственности образовательных программ средней и высшей школы. Сквозные программы, реализуемые в предуниверситарии НИЯУ МИФИ, построены по модульному принципу, что позволяет не только изучить некоторые разделы и модули предметов высшей школы, но и перезачесть их во время обучения на 1-м и 2-м курсах университета.И наконец, внедрение инновационных форм обучения на основе интеграции общего и дополнительного образования. На практике это выглядит следующим образом: базовые исследовательские компетенции формируются в лабораториях лицеев (подразделений предуниверситария), а специальные компетенции по проведению современного эксперимента – в ведущих лабораториях и научных центрах университета. Дополнительно к основным занятиям выполняется требование обязательного прохождения летней практики всеми учащимися предуниверситария НИЯУ МИФИ на базе кафедр и научных центров университета с последующим их закреплением за научной группой.Одним из ярких свидетельств успешного развития предуниверситария стало создание в его структуре в 2017 году Междисциплинарного центра суперкомпьютерных вычислений. На его базе организована работа школы научных исследований для учащихся образовательных учреждений Москвы «Суперкомпьютер в современных научных исследованиях». Ее основная задача связана с развитием у школьников интереса к междисциплинарным исследованиям, формированием навыков исследовательской деятельности с использованием современных методов и технологий (большие данные (BigData), машинное обучение, суперкомпьютеры, квантовыe коммуникации, аддитивные технологии и др.).В этой связи важно отметить, что университет имеет пятилетний опыт организации дистанционного обучения школьников в сетевой школе НИЯУ МИФИ по широкому спектру программ профильного дополнительного образования. Что такое сетевая школа НИЯУ МИФИ? Это образовательная среда, объединяющая учебно-методические и информационные ресурсы, а также различные формы и практики обучения в рамках довузовской подготовки школьников, ориентированных на профессии инженерного профиля (в проектах школы ежегодно принимают участие более 20 тысяч учащихся и более 500 учителей).С 2015 года НИЯУ МИФИ включен в новый пилотный проект Департамента образования г. Москвы «Инженерный класс в московской школе». В 10 московских школах открыты курируемые университетом инженерные классы. Реализуемые в рамках этого проекта программы дополнительного образования включают не только теоретическую подготовку по разработанным модулям проектно-исследовательского обучения, расширяющим и углубляющим программы физики, химии и информатики, но и формирование у школьников компетенций проведения современного эксперимента и обработки экспериментальных данных, а также практическую подготовку в форме проведения лабораторных работ.И еще об одной важной составляющей работы по реализации программ общего и дополнительного образования школьников хотелось бы сейчас рассказать, а именно об участии индустриальных партнеров университета.НИЯУ МИФИ совместно с госкорпорацией «Росатом» реализует инновационный образовательный проект для школьников атомных городов, проявивших творческие способности и интерес к инженерной деятельности, «Школа Росатома». В рамках этого проекта организуются экскурсии на предприятия атомной отрасли, встречи с физиками-ядерщиками и другие мероприятия, расширяющие представления школьников об атомной науке и технике. Атомклассы прикреплены к учебным лабораториям, научно-образовательным центрам и кафедрам обособленных структурных подразделений НИЯУ МИФИ. Каждый школьник атомклассов проходит практику и получает опыт научно-исследовательской работы в лабораториях университетской сети. Учителя атомклассов повышают свою квалификацию в НИЯУ МИФИ, получают учебно-методическую помощь. Предполагается, что выпускники атомклассов продолжат свое образование в НИЯУ МИФИ, а по окончании обучения получат престижную работу на предприятиях госкорпорации «Росатом».Для учащихся инженерных классов и лицеистов в НИЯУ МИФИ разработана специальная программа по организации лабораторных и технологических практикумов на базе высокотехнологичных предприятий крупнейших отечественных государственных корпораций «Росатом», «Ростехнологии», «Роснано» и других с целью формирования у школьников мотивации к выбору профессиональной деятельности по инженерной специальности.Традиционной задачей является привлечение школьников к инженерной деятельности через конкурсы и олимпиады. НИЯУ МИФИ проводит целый ряд конкурсов и олимпиад для школьников. Вместе с другими ведущими инженерными вузами университет стал организатором первой в России инженерной олимпиады для школьников. НИЯУ МИФИ является также организатором секции по профилю «Ядерная энергетика и технологии» в многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» (проводится по поручению Президента РФ). Ежегодно с 1998 г. НИЯУ МИФИ совместно с государственной корпорацией «Росатом» при участии Министерства образования и науки РФ и Департамента образования города Москвы проводится Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор». Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом» организуется НИЯУ МИФИ совместно с госкорпорацией по атомной энергии «Росатом». Участники олимпиады – школьники 7-11-х классов. Общее количество участников всех олимпиад и конкурсов, проводимых НИЯУ МИФИ, – более 20 тысяч человек в год.Об эффективности системы довузовской подготовки говорят следующие цифры и факты: средний балл ЕГЭ по физике и математике у выпускников лицеев за 2 года вырос на 15 процентов. Предуниверситарий НИЯУ МИФИ два года подряд входит в Топ-25 лучших школ Москвы по качеству обучения, в 2015 и 2016 годах в рейтинге 200 лучших школ России агентства «Эксперт РА» занял 3-е место. По результатам мониторинга качества приема в вузы, проводимого МИА «Россия сегодня» и НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки РФ (средний балл ЕГЭ поступивших) в 2016 году, НИЯУ МИФИ входит в пятерку лучших университетов в стране.Игорь ЦВЕТКОВ, к. ф.-м. н., доцент, начальник управления организации учебной деятельности и обеспечения приема в университет, почетный работник ВПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте