Смотрим фильм “В краю былинном”. В 1977 году на первом Всероссийском фестивале детских любительских фильмов в Москве он был отмечен Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и Союза кинематографистов СССР. Затем свои фильмы студийцы показывали в Тбилиси, в Северной Осетии, Эстонии, на Украине. И везде удивлялись – что это за райцентр такой – город Пудож. Как-то на фестивале в Грузии один из его участников признался Борису Павловичу, что искал Пудож на карте три дня – так и не нашел.
– Вот как мы прославили наш карельский город и край лесной! – с гордостью восклицает Фофанов, руководитель киностудии “Юность”. Родному краю посвящены все киноленты, а создано более шестидесяти. Знаменательно, что практически все выпускники детского дома остаются работать и жить в Карелии, причем многие воспитанники Фофанова стали киномеханиками. Естественно, жизнь их складывается по-разному.
– Валя Захарова работает в культуре, в Карелии, – продолжает Борис Павлович. – Витя Тароватов – в Вологде, фотокорреспондент. А вот Володя оступился, надо помочь.
И пишет Фофанов письмо Володе, который сейчас отбывает срок. Володя в своих письмах называет Бориса Павловича отцом, раскаивается в проступке.
Пудожский детский дом начинался с Ольгинского приюта, основанного в 1902 году. Сейчас в нем 93 человека, из которых только 14 – круглые сироты. У остальных мамы и папы по большей части люди пьющие, лишенные родительских прав.
– Работа у нас нелегкая, заработок небольшой, поэтому и трудятся здесь энтузиасты. Такие, например, как Борис Павлович Фофанов, дающий всем пример вечной молодости и любви к детям, – говорит о коллеге директор детского дома Лариса Захарова.
Киностудия “Юность” разместилась в двух маленьких комнатках. Одна из них – киномузей, в другой идут занятия. Мальчишки помогают педагогу буквально во всем, с техникой они благодаря ему “на ты”. И в этой тесноте, в этой сутолоке Борис Павлович для каждого находит доброе слово, каждого обнимет, приласкает.
– Не хватает им этого, как ни говори, – тихо произносит он.
Есть у него свои правила общения с ребятами. Одно из них – никогда не расспрашивать о семье. Второе – требовать от воспитанников уважения друг к другу. Но требовать, как известно, можно многое. Другой вопрос – каков результат? Пожалуй, о результатах можно судить по фильмам, отснятым в “Юности”. Мы их смотрели более часа, оторваться невозможно. И не верится, что сделано это детьми.
– Каждый сюжет обсуждаем, – говорит Борис Павлович. – Выезжаем на съемки, ходим в походы, изучаем технику.
А сюжеты простые. Но за этой простотой – необыкновенная душевность, тепло, беспокойство.
…Низкое северное небо. Размытая дорога. Колышатся на ветру нежные стебли трав и тонкие стволы берез. В деревенской избе женщины прядут и ткут полотно. Они же и поют. Песня раздольная и печальная, как сама природа. И просто удивительно, какая сила, какая красота в этом русском напеве – так в профессиональных хорах не поют. Вот две женщины вышли из избы, садятся в лодку – едут на сенокос. Очень часто в краю рек и озер на сенокос ходят или ездят довольно далеко от жилья. Пение продолжается. И от этого простые эпизоды фильма приобретают эпическое звучание.
– Никого из этих женщин уже нет в живых, – с грустью говорит Борис Павлович. – Здесь и мама моя поет. А украшенный резьбой дом, в котором они пели и ткали, на дрова пошел. Заметили ту, что на веслах? До 90 лет дожила! Я и ей и всем тогда говорил: “В веках жить будете. В кино”. Так и вышло.
Вздыхает:
– Переснять бы все это. Ведь и вправду кадры-то уникальные. А пленка уже сухая, рвется без конца…
В основном у Фофанова занимаются мальчики, обычно человек 12-15. Причем ребята постарше – ведь техника требует определенных знаний. Но вот в студию забежал Илюша Михайлов, ему всего 9 лет.
Наш “сын студии” – как сын полка, – смеется Борис Павлович. – Пора уж мне думать о смене. Андрюша Павлов школу оканчивает, уйдет от нас, надо дальше учиться. Вся надежда сейчас на Ваню Соболева. Любит кино, смышленый парень.
Ваня Соболев и в самом деле – правая рука Фофанова. Знает все ленты, что и где рвется и как по-быстрому подклеить можно. Так и смотрели фильмы. И почти не замечали скрипа и треска “аппарата”.
“Наш дом” – фильм о Пудожском детском доме. В кадре и его бывший директор Алексей Михайлович Логинов. Его недавний уход из жизни стал для всех большим горем. Имя Логинова носит теперь детский дом.
За фильм “Утерянное детство”, в котором рассказывается о судебном процессе в пудожском нарсуде над нерадивыми родителями, “Юность” получила суперприз от “Российской газеты” – видеокамеру. С ее помощью были сняты три видеофильма: кукольный – “Сказка о рыбаке и рыбке”, которую поставили в поселке Бочилово; “Сказку о Попе и о работнике его Балде”, поставленную в Пудожском доме творчества; “Сказку о царе Салтане” – ее сыграли дети из театральной группы Пудожского дома культуры.
– Видеокамера – это прекрасно, – говорит Борис Павлович. – Но нам, конечно, нужна аппаратура, с помощью которой можно показать фильм на большом экране в кинотеатре или клубе. Мы ведь снимаем про нас, про пудожан, людям интересно смотреть о себе. Да и видеотехника в нашем небогатом крае есть у единиц.
Тем не менее видеофильмы тоже не остались незамеченными. В мае-июне 99-го на втором международном фестивале экранного творчества детей “Московские каникулы”, посвященном юбилею Пушкина, “Юность” получила диплом за “Сказку о царе Салтане”. С Фофановым в Москву ездили Андрей Павлов и Ваня Соболев. А в июле того же года “Юность” была приглашена в Пушкинские Горы. Туда поехали, кроме Андрея, еще два мальчика – Денис Угрюмов и Ваня Ермакович.
– Представьте, что это за событие для ребят! – восклицает Борис Павлович. – Некоторые не то что Москвы – железной дороги не видели! С поездкой помогли в Министерстве образования Карелии. Помню, в Москве сказали: “Ты, наверное, сыновей главы самоуправления привез”. Я удивился: “Почему?” – “Да уж больно воспитанные дети”. А дети наши действительно хорошие. Сколько в той же гостинице соблазнов, двери никто не закрывает – можно и деньги взять, и фотоаппарат, и одежду модную. Никто из ребят ничего такого себе не позволял. Ну а уж на мороженое я им заработал.
Фильм “Герой-пудожанин” начали снимать в пудожской деревне на родине героя Великой Отечественной войны Александра Родионовича Машакова, погибшего при форсировании Днепра. Показан простой дом северной постройки, где родился Александр. К пустынному берегу причаливает рыбацкая лодка, собака радостно приветствует хозяина. Подходит небольшая группа ребят. Это студийцы из “Юности”. О Машакове рассказывает им 90-летняя жительница деревни Фекла Николаевна Тарасова. Впоследствии она жила совсем одна в заброшенной деревне. Сейчас ее уже нет. Нет и ветеранов войны, собравшихся уже в Пудоже на открытие новой школы. В этот же день одной из улиц города было присвоено имя Машакова.
– Исторические кадры, – подытоживает все увиденное нами Борис Павлович.
Затем рассказывает о своих заветных мечтах. Их у него две. Первая – переснять фильмы, созданные в “Юности” на новую пленку. Вторая – собрать весь киномузейный материал в брошюру или книжку и издать ее. Кстати, одна книжка у Бориса Фофанова вышла, называется “Вот моя деревня…” Это книга о родном Пудожье. Есть в ней такие слова: “Сколько может вынести русская деревня, а сколько она вынесла! Вряд ли кто сможет больше. Не приведи, Господи, такой судьбы никому на земле”.
Сам Борис Павлович на судьбу не жалуется. Человек “богатый”: за долгую совместную жизнь нажили они с женой трех дочерей, сына, семерых внуков. А письма какие получает! Вот строки из одного из них: “В единственной такого рода киностудии в России работаете вы, дорогой Борис Павлович”. Это написал Валерий Егоров, он сейчас педагог в Тюмени, занимается с детьми радиотехникой.
На прощание Фофанов рассказал мне такую историю. В его родной деревне Кубовской жила когда-то семья Омелиных. Было у Омелиных пятеро сыновей. И все погибли в войну. Похоронены были кто где. Один из Омелиных, Николай, погиб в далеком Геленджике, родители не были на его могиле, на такую поездку никогда не заработали бы денег. И вот когда от некогда большой семьи не осталось никого, Фофанову позвонил знакомый. Он отдыхал в Геленджике и посетил места боевой славы. И вдруг увидел памятник герою-летчику. Прочитал надпись. Оказалось, памятник поставлен Николаю Омелину, герою-летчику из деревни Кубовской Пудожского района Карелии. Николай пошел на таран и погиб в первом бою 14 декабря 1941 года. Решили снять фильм о герое-земляке. Ребята вместе с учителем отсняли кадры в Кубовской, но фильм остался незаконченным, нет на кадрах памятника герою: не то время, чтобы можно было совершить поездку в Геленджик.
К 55-летию победы Борис Павлович подготовил с ребятами фотовыставку и кинофильм. Там были фотографии всех пятерых Омелиных, молодых и сильных, не успевших прожить свои жизни. В фильме засняты и люди пожилые – сегодняшние ветераны войны, которым посчастливилось дожить до этой даты. Была и молодежь, верная памяти отцов. Одним словом – еще один фильм о пудожанах.
Когда я спросила Бориса Фофанова, какими он пользуется методиками воспитания, ответ получила неожиданный:
– Говорю им: “Всегда выбирай друга лучше себя” или “Не забывай приветствовать товарища, говорить “спасибо”.
Потом он засмеялся и добавил:
– Методическую литературу читаю, а как же!
Остаток вечера мы с Борисом Павловичем и детьми провели за просмотром еще многих коротких кинолент. По сути, посмотрели кинолетопись Пудожья за последние 30 лет. Действительно, уникальное кино. Такого нигде не увидишь!
Наталья КРАСАВЦЕВА
Комментарии