search
main
0

Уникальная коммуналка. Писателей-классиков соберут под одной крышей

В скором времени в Москве появится уникальный музей, который соберет под одной крышей несколько писательских мемориальных квартир – от Луначарского до Мандельштама. Об этом и многом другом поведал организатор сего проекта – Государственный литературный музей – на пресс-конференции «Отечественная литература после революции 1917 года в России», организованной пресс-центром МИА «Россия сегодня».

Поводом для разговора стала недавняя выставка Гослитмузея «Квартирный вопрос», в которой он под одной «коммунальной» крышей истории попытался «примирить» литературные течения ХХ века и писателей разных политических, гражданских, творческих взглядов. Она объединила писателей и литераторов, кто был обласкан властью и ее вождями, и тех, кто был непонятым, гонимым изгоем, но гордым и преданным служителем русской литературы, русского языка.Экспозиция охватывала период с 1920-х по 1970-е годы – самое остросюжетное время становления и развития сообщества «советских писателей» как своеобразной субкультуры. Субкультуры, существовавшей и развивавшейся по особым правилам. Выставка предлагала взглянуть на историю русской (советской) литературы через призму повседневной жизни.- Вспоминаю, что Замятин где-то в конце 20-х годов предрекал, что будущее русской литературы – это ее прошлое. Он, к счастью, ошибся. Литература сохранилась и в пределах метрополии, и в эмиграции, – высказал свою точку зрения писатель, кандидат исторических и доктор филологических наук, профессор, телеведущий, член Совета по русскому языку при Президенте РФ Игорь Волгин. – Когда обозреваешь эту эпоху, то понимаешь, что это явление не просто литературное, а цивилизационное. Русская литература советского периода принадлежит к советской цивилизации. Булгаков подчеркивал, что нельзя написать пасквиль на Октябрьскую революцию ввиду грандиозности события.1917 год – точка цивилизационного поворота. Новейшая история России начинается именно в этой точке. Из этой истории нельзя выбросить очень мощную, очень разнообразную русскую литературу. Волгин предложил оценивать писателя не по политическим взглядам, а по тому реальному вкладу, который он внес в словесность.Возможна ли объективная история литературы ХХ века? (Недаром говорят, что историю творят деды, а внуки ее переписывают.)- Это будет возможно, если в истории литературы найдется место и для набоковской «Лолиты», и для романа Николая Островского «Как закалялась сталь», – уверен директор Государственного литературного музея, кандидат филологических наук, профессор Дмитрий Бак. – Нельзя в очередной раз переписывать историю. Надо воссоздать все, что в ней имело место. Этому и была посвящена выставка «Квартирный вопрос». Мы старались пластичным музейным языком рассказать о судьбах разных писателей. И официальных – вроде Луначарского, Твардовского или Симонова, и писателей без судьбы и без приюта. И о тех, кто писали в стол. И эмигрантов. Все это было представлено на выставке через метафору их обиталища, через метафору их жилища. Нас интересовало не противопоставление одних другим, а единство картины.В 20-е годы история литературы XIX века была переписана под революционную модель. Пушкин стал не вольнолюбивым лириком, а атеистом. Достоевский – писателем, сочувствующим бедным людям, но не православным философом. И так далее…- В перестройку мы еще раз переписали историю русской литературы, – с сожалением подчеркнул директор Гослитмузея. – Мы сбросили с парохода современности советских классиков – Фадеева, Фурманова, Серафимовича… Приподняли роль писателей, которые писали нечто противоположное тому, что требовал режим…- Я еще застал последнее поколение советских писателей, – поддержал Дмитрия Бака Игорь Волгин. – Поколение военных поэтов. Межиров, Слуцкий, Самойлов, Левитанский, с которыми дружил… Если брать историю поэзии ХХ века, то она по богатству интонаций, по диапазону тем, по разнообразию стилистических манер богаче поэзии XIX века. Сюда вписывается и военное поколение. Мы еще не осмыслили этого богатства.Также на встрече прозвучала удивительная новость – скоро Государственный литературный музей будет переименован в Государственный музей истории русской литературы имени Владимира Даля. История литературы – ключевые слова в данном контексте. Почему имени Владимира Даля? Все просто. Как поэт в России больше, чем поэт, как музей в России больше, чем музей, так и фигура Даля: он и лингвист, и врач, и этнограф, и писатель… И друг Пушкина, наконец.Что изменится в работе музея после его переименования?- Всё! – категорично заявил директор музея. – Государственный литературный музей – это 11 отдельных музейных площадок. Наша задача – превратить музей в жесткую логичную структуру. Есть отдельные мемориальные квартиры Брюсова, Герцена, Пришвина, Чуковского, Солженицына, Окуджавы и так далее… Мы же намерены создать точки, которые наметят единство очень разных писательских судеб.Будет, например, воссоздан музей Аксаковых в Сивцевом Вражке. Это целое культурное семейное гнездо. Квартира Евдоксии Федоровны Никитиной во Вспольном переулке. Здесь проходили знаменитые «Никитинские субботники». Эпоха между нэпом и так называемым сталинским единством. Мемориальная квартира Луначарского станет центром экспозиции, которая расскажет об эпохе огосударствления литературы в ленинскую и в раннюю сталинскую эпоху.В скором времени откроется новое здание музея на Зубовском бульваре. Там будет открыт распределенный Музей истории русской литературы XX века. Экспозиции музейным языком попытаются ответить на вопрос, что такое советская литература. Здесь будут точечные выставки, посвященные судьбам русских литераторов советской эпохи.Здание на Зубовском бульваре отреставрируют к концу осени.- Квартирный вопрос нас всех испортил, – улыбнулся Бак. – Поэтому получить семь-восемь объектов недвижимости для музейных площадок – это утопия. Мы на это не претендуем. А вот устроить пять-шесть-семь мемориальных экспозиций в рамках одного дома и показать посетителю новый музейный продукт – лаконичный, выставочный, ротируемый – наша задача. Здесь будут экспозиции, посвященные Луначарскому, Бонч-Бруевичу, Осипу Мандельштаму…Это будет, пожалуй, первый в мире музей Мандельштама. И других писателей ХХ века.Обновленный Гослитмузей представит также концепцию Музея звучащей литературы, где зазвучат голоса великих русских писателей в записи, продемонстрирует уникальные экспонаты из собственной коллекции в национальном выставочном зале «Десять веков русской словесности» на Арбате. Арбатская синтетическая точка приведет к превращению центра Москвы в музейный городок.А еще в планах музея восстановить надгробие на могиле матери Федора Достоевского Марии Федоровны Нечаевой, которая была похоронена 180 лет назад. Ее останки подверглись варварской эксгумации в советские годы, а могильный памятник увезен с места захоронения.- Мы надеемся, что начало второго столетия после революции 1917 года будет ознаменовано рядом усилий, направленных на то, чтобы у нас сформировался адекватный, спокойный, примирительный и объективный взгляд на всю многовековую историю русской литературы, – сказал в заключение Дмитрий Бак.Пройдет совсем немного времени, и, гуляя по Москве, мы сможем запросто зайти в гости к любимым писателям. Их всех рассудило и примирило время.Это факт!В России более 400 литературных музеев, но абсолютное большинство из них посвящены одному писателю.Писатели о квартирном вопросеДаниил Хармс. «Победа Мышина»:«Совершенно невозможно ходить по коридору, – сказала Селезнева. – Я не могу вечно шагать через мужчину. А он нарочно ноги вытянет, да еще руки вытянет, да еще на спину ляжет и глядит. Я с работы усталая прихожу, мне отдых нужен».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте