search
main
0

Унификация или индивидуализация? В Ставрополье решили объединить эти понятия

Развитие сетевого взаимодействия сельских школ – актуальная задача для системы образования Ставропольского края. Решать ее начали в двух пилотных районах: Андроповском и Ипатовском. Были разработаны и апробированы вариативные модели сельских школ и форм сетевого взаимодействия учебных заведений, после чего начали активно формироваться территориальные образовательные комплексы. Рассмотрим их на примере Андроповского района.

Комментарий «УГ»Ирина САВИНА, директор школы №1 имени П.М.Стратийчука, село Курсавка, Андроповский район, Ставропольский край:- В октябре 2002 года наша школа стала краевой экспериментальной площадкой по организации профильного обучения. Тема опытно-экспериментальной работы – «Создание модели системы профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия сельских школ». Цель эксперимента – создание гибкой сетевой системы специализированной подготовки старшеклассников и предпрофильной подготовки на средней ступени основного образования.Администрация школы совместно с отделом образования разработали пакет нормативно-правовых актов, обеспечивающих юридические основы сетевого взаимодействия образовательных учреждений и ресурсного центра:- договор между учреждениями образовательной сети;- положения, регламентирующие работу организационных структур профильного обучения и предпрофильной подготовки, созданных в ходе эксперимента;- локальные акты по организации учебного процесса и аттестации учеников 9-х и 11-х классов;- должностные инструкции новых штатных работников РЦПО, которые стали необходимы в связи со спецификой сетевой модели профильного обучения.Учебные планы в профильных группах основаны на реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика РЦПО и включали в себя изучение предметов инвариантной и вариативной частей. Так, например, в учебном плане гуманитарного профиля на 2007-2008 учебный год по специализации «Филология» было предусмотрено изучение иностранного языка, второго иностранного языка (немецкого, английского, французского), русского языка и литературы и мировой художественной культуры. Обязательными элективными курсами являлись «Основы поэтики» и «Грамматика английского языка».На специализации «Изобразительное искусство» изучались живопись, рисунок, мировая художественная культура, обязательным был элективный курс «Основы ваяния».На специализации «Музыка» ребятам преподавались музыка, сольфеджио, музыкальная литература, основы музыкальных знаний. Обязательные элективные курсы – «Сольное пение» и «Музыкальный инструмент».Не менее интересны учебные планы и других профилей и специализаций. Расписание было построено таким образом, что на последнем уроке ученики могли посещать элективные курсы по выбору. Их перечень достаточно широк: «Виды языкового анализа», «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Основы психологических знаний», «Веб-дизайн», «Компьютерная графика и дизайн», «Мир права вокруг нас», «Основы журналистики», «Химия в вопросах и ответах», «Избранные вопросы биологии», «Различные виды задач по алгебре и способы их решения» и другие.Специфическая особенность этой модели состояла в том, что один и тот же предмет для одних учеников был профильным, а для других – лишь базовым. Изучение базовой составляющей предмета основывалось на принципе унифицированного для всей образовательной сети календарно-тематического планирования.Важным этапом при выполнении учебного плана в 10 профильных группах стала летняя очно-заочная учебная практика.Такая форма организации учебного процесса дала возможность увеличить в 2-3 раза уровень и качество подготовки учеников по учебным предметам выбранного профиля. Безусловно, это делает выпускников ресурсного центра более конкурентоспособными при поступлении в учебные заведения. Такие выводы были сделаны после сопоставительного анализа: от 33 до 80 процентов наших выпускников в дальнейшем обучались в учебных заведениях, соответствующих выбору профиля в РЦПО.

Процесс начался с изучения образовательной сети Андроповского района, финансово-экономических обоснований планируемых изменений, оценки кадрового потенциала, прогнозирования контингента учащихся на десятилетие, оценки состояния и перспектив развития материально-технической базы учреждений образования и их автопарка. Был учтен опыт организации сельского учебно-производственного комбината с подвозом в районный центр учеников старших классов из периферийных школ. В УПК на протяжении многих лет школьники района получали начальное профессиональное образование.

Взвесив все «за» и «против», сделали вывод, что оптимальной моделью организации может стать создание единой образовательной сети учреждений района с ресурсным центром профильного обучения и предпрофильной подготовки (РЦПО) школьников в райцентре на базе двух наиболее крупных образовательных учреждений – школы №1 и УПК «Интеграл». Министерство образования Ставропольского края поддержало инициативу и включило в эксперимент 12 средних и 2 основные школы. Этот вариант по своим масштабам оказался региональным экспериментальным проектом с разветвленной структурой управления. Успешная реализация программы в рамках экспериментальной работы потребовала тесных партнерских отношений отдела образования Андроповской районной администрации и инициативной группы экспериментаторов с различными организациями.

Министерство образования края, Ставропольский институт повышения квалификации работников образования проводили консультации с организаторами опытно-экспериментальной работы, давали методические рекомендации по вопросам содержания образовательного процесса, планирования и организации профильного обучения. Районная администрация выделила средства на совершенствование материальной базы методического кабинета ресурсного центра. Сельские администрации, на территории которых находятся образовательные учреждения, включенные в эксперимент, оказывали содействие своим школам. Районные учреждения дополнительного образования предоставляли помещения, оборудование, компьютерную технику для учеников профильных групп. Вузы и ссузы Ставропольского края, промышленные, сельскохозяйственные предприятия и организации проводили профориентационную работу в ресурсном центре и предоставляли школьникам возможность побывать у них на экскурсиях, а во время учебной практики – в лабораториях и на производстве.

Большое значение для образовательной сети района получила адаптация учебной документации к новой сетевой модели. Перечень многообразен, начиная с форм отчетности внутри образовательной сети и тетрадей кураторов и заканчивая классными журналами базовых школ, журналами профильных групп и групп предпрофильной подготовки, журналами элективных курсов РЦПО. Специфика преподавания базового и профильного компонентов учебного плана в разных учебных заведениях одной образовательной сети и введение итоговой аттестации в форме ЕГЭ потребовали от экспериментальной группы работы по организационному, методическому и нормативно-правовому обеспечению индивидуальных учебных планов. Основы были заложены в структуре унифицированного учебного плана единой образовательной сети района. Перед началом учебного года в ресурсный центр базовые школы передавали 12 часов вариативной части учебного плана на профильный компонент, и учебный план профильных групп 10-11-х классов формировался на основании этих часов. Проведя анализ материально-технической базы и кадрового потенциала района, экспериментаторы пришли к выводу, что подвоз учеников в РЦПО на 12 часов (два раза в неделю) учебного времени оказался наиболее оптимальным. Таким образом, по нестандартной схеме был сформирован унифицированный учебный план 10-11-х классов для всей образовательной сети: 24 часа изучения предметов в базовых школах и 12 часов – в ресурсном центре с условием обязательного соблюдения Государственного образовательного стандарта.

Экспериментальный творческий коллектив Андроповского района разработал модель учебного плана, основанную на реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика РЦПО, включающей в себя изучение предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана – профильные предметы и элективные курсы по выбору. Инвариантная часть учебного плана унифицирована по всей образовательной сети, а набор самостоятельных профильных предметов и элективных курсов формируется в соответствии с профилем обучения и индивидуальным учебным планом.

На базе школы №1 изучаются

7 профилей академической направленности: гуманитарный профиль двух специализаций – «Филология», «История. Право», социально-экономический профиль, физико-математический, химико-биологический, оборонно-спортивный и профиль «Информационные технологии. Иностранные языки». На базе УПК «Интеграл» изучаются 6 технологических профилей, ориентированных на получение среднего образования и рабочей квалификации по следующим специализациям: «Медико-санитарная подготовка», «Агротехнология», «Торговое обслуживание», «Оператор ЭВМ», «Автодело» и «Общественное питание».

Комплексная оценка качества образования и достижений учеников проводится на основе разных типов портфолио:

1. Портфолио документации показывает развитие и успеваемость школьников, подтвержденные соответствующими результатами, собранными на протяжении всего периода обучения.

2. Портфолио процесса отображает получение школьниками знаний и навыков, способствующих овладению основной профессией.

3. Портфолио показательный демонстрирует мастерство школьников. Сюда включаются лучшие работы учеников, фотографии, видеозаписи, электронные отчеты.

За организацию работы по подготовке портфолио отвечает заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Презентации портфолио могут проходить на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании или совете старшеклассников. Это дает школьнику возможность продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи и давать им собственную оценку. На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио. В качестве рецензента может выступить классный руководитель, учитель-предметник или независимый консультант с педагогическим образованием.

Наибольшего эффекта при организации сетевой модели образовательного процесса удалось добиться за счет применения высокотехнологичных средств коммуникации по всей образовательной сети района и внутри РЦПО. Создание электронных шаблонов унифицированной учебной документации для всей сети, их оформление и прохождение по единой циклограмме осуществляются при помощи специальных программ, а результаты обработки заносятся в базу данных РЦПО. Для оперативного контроля успеваемости и посещаемости учеников профильных учебных групп РЦПО вводятся электронные журналы сетевой программы «Net-школа».

Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований Национального исследовательского университета -Высшей школы экономики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте