Цели и задачи урока:
Повторить, как нагревается и охлаждается воздух над сушей и водной поверхностью.
Изучить, что такое ветер, как он возникает, какой бывает по силе и направлению.
Продолжить работу с ТСО, картой и словарями.
Познакомить учеников со сказкой Г.Х.Андерсена о ветре и отрывками из книги К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”.
Формировать умение выделять основные черты героев, их действия.
Развивать творческую деятельность школьников посредством словесного рисования портрета героев.
Продолжить знакомство с художественными образами как средством познания изменения мира.
Оборудование:
1. Физическая карта полушарий, кодоскоп с пленками схем ночного и дневного бриза, свечи, флюгер.
2. Рисунки ребят и иллюстрации к сказкам.
3. Атласы по географии для 6-го класса.
Ход урока:
Организационный момент.
Выполнить опережающее домашнее задание:
1) подготовить выразительное чтение отрывков
– о ветре по сказкам А.С.Пушкина (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”);
– Г.Х.Андерсена (“Райский сад”, “Ветер рассказывает о Вольдемаре До и его дочерях”, “О том, как буря перевесила вывески”);
– К.Г.Паустовского (“Теплый хлеб”);
2) найти в толковом словаре определения ветра, урагана, бури.
Повторение материала.
Мы продолжаем цикл интегрированных уроков.
Уч-ль литературы: Отгадайте загадку:
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает –
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Уч-ль географии: О каком явлении природы идет речь?
Уч-ся: О ветре.
Уч-ль географии: Прежде чем мы будем изучать ветер, вспомним, какую тему проходим по природоведению.
Уч-ся: Тему “Воздух”.
Уч-ль географии: Воздух есть повсюду. В природе постоянно происходит перемещение воздуха.
Включается кодоскоп, на доске появляется схематический рисунок побережья днем и ночью. Помогает учитель по литературе.
Уч-ль географии: Расскажите, как нагревается воздух над сушей и водной поверхностью.
Примерный ответ: Суша нагревается быстрее, чем вода в море. Теплый воздух поднимается кверху, а на сушу с моря притекает более холодный воздух.
Уч-ль географии: А что же происходит ночью? Как охлаждается воздух над сушей?
Примерный ответ: Суша остывает быстрее, чем вода. Воздух над водой теплый, он поднимается кверху, а его место занимает холодный воздух с суши. (Дети сопровождают свой рассказ показом на схеме направления воздуха).
Вывод: Следовательно, где находится теплый воздух?
Уч-ся: Вверху.
Уч-ль географии: А где находится холодный воздух?
Уч-ся: Внизу.
Уч-ль географии: Докажем это наглядном опытом. (К учителю выходят два помощника-наблюдателя).
Задание: Приоткройте дверь и поставьте зажженную свечу – на порог класса. Выполняет учитель по литературе.
Уч-ль географии: В какую сторону отклоняется пламя свечи – в коридор или класс? – Обращается к наблюдателям.
Примерный ответ: В сторону класса.
Вывод: Значит, холодный воздух идет из коридора низом.
Уч-ль географии: А теперь поднимите свечу кверху. Куда отклоняется пламя? (В целях противопожарной безопасности опыт со свечой выполняет учитель литературы с детьми).
Примерный ответ: В сторону коридора.
Вот такое движение воздуха вдоль поверхности Земли называется ветром.
Изучение нового материала.
Уч-ль географии: Итак, тема нашего урока “Ветер”. Найдите в толковом словаре, что называется ветром.
(С толковым словарем работает консультант, получивший заранее задание найти толкование слов по словарю Ожегова).
Уч-ся: Ветер – это движение потока воздуха в горизонтальном положении.
Уч-ль литературы: Это природоведческое определение. А в литературе, читая сказки, мы с вами встречаем образ ветра. Назовите, какие вы нашли сказки, где одним из героев был ветер.
Примерный ответ: А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, Г.Х.Андерсен “Райский сад”, “Как буря перевесила все вывески”, “Ветер рассказывает о Вольдемаре До и его дочерях”, К.Г.Паустовский “Теплый хлеб” и т.д.
Задание: А теперь зачитайте отрывки из сказок А.С.Пушкина, где говорится о ветре.
Уч-ся:
1) Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
2) Ветер весело шумит…
3) Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет.
Уч-ль литературы: Что вы узнали о ветре? Каков он? Какие части речи употребляет автор, рассказывая о ветре?
Примерный ответ: Глаголы.
Уч-ль литературы: Почему?
Примерный ответ: Ветер действует, живет, приводит в движение все вокруг себя.
Уч-ль литературы: Даже само стихотворение у Пушкина превращается в ветер. Сочетание звонких согласных “г” и “л” в слове “гуляет” говорит о свободе ветра, его звучности, необъятных просторах, в которых он хозяин. Вслушайтесь в слово “подгоняет”.
Какие звуки говорят о движении корабля: гласные или согласные?
Примерный ответ: Гласные.
Уч-ль литературы: А какие звуки говорят о препятствиях?
Уч-ся: Согласные.
Уч-ль литературы: И правда, ветер словно живой, это его вздохи (звуки “ш” – гоняешь, волнуешь, боишься), шелест листвы, волнение моря. Лучшим примером портретной характеристики ветра служит сказка Андерсена. Какая?
Уч-ся: “Райский сад”.
Задание: Зачитайте портретные характеристики ветров.
Уч-ся: “Это был Северный ветер. Он внес с собой в пещеру леденящий холод; поднялась метель, и по земле запрыгал град. Одет он был в медвежьи штаны и куртку; на уши спускалась шапка из тюленьей шкуры; на бороде висели ледяные сосульки, а с воротника куртки скатывались градины. Я прямо с Ледовитого океана! Был на Медвежьем острове. Там чудесно. Повсюду рыхлый снег пополам со мхом, острые камни да остовы моржей и белых медведей, покрытые зеленой плесенью, – ну, словно кости великанов! Солнце, право, туда никогда, кажется, и не заглядывало”.
Уч-ль литературы: Обратимся к выставке рисунков. (На переносной доске представлены работы детей – портреты ветров). Как можно узнать Северный ветер по этим зарисовкам?
Уч-ся: Это человек, одетый в валенки, в меховую куртку и шапку-ушанку на белом фоне – как будто за спиной у него снег и глыбы льда.
Уч-ль литературы: Из прочитанного отрывка мы можем судить о характере Северного ветра – злой он или добрый? Если вы затрудняетесь, пусть на помощь к вам придет наш знаток и консультант. (Пока литератор работал с классом, учитель географии подготовил доску: появилась физическая карта полушарий, где синей стрелкой показано направление северного ветра).
Уч-ль географии: Вспомните, как мы определяем стороны горизонта у карты.
Если встать лицом к карте – верхний край будет северным, следовательно, нижний (обращается к классу) – южным. Правый край – это восток, а левый – запад.
Задание: Открыть атлас на стр. 12-13 “Физическая карта полушарий”. Найдите Северный Ледовитый океан. И зимой, и летом он покрыт льдами, поэтому воздух там холодный. Северный ветер приносит только похолодание, и, конечно, добрым такой ветер не назовешь. У меня на карте он показан синей стрелкой. Медвежий остров – это остров Врангеля, где водятся не только белые медведи, но и моржи.
Учитель географии конкретизирует географические неточности, допущенные автором сказки, показывает на карте полушарий острова и страны, которые упоминаются в отрывках.
Уч-ль литературы: А мы переходим к портретной характеристике следующего ветра.
Уч-ся: “А вот и брат мой с запада. Его я люблю больше всех! Он пахнет морем и дышит благодатным холодком. Западный ветер выглядел дикарем, на нем была мягкая, толстая, предохраняющая голову от ударов и ушибов шапка, а в руках палица из красного дерева, срубленного в американских лесах, на другую он бы не согласился.
И он так поцеловал мать, что та чуть не опрокинулась навзничь; такой уж он был необузданный парень”.
Уч-ль литературы: Трудно не узнать Западный ветер на ваших рисунках. Вот он – дикарь с дубинкой и в медвежьих шкурах.
Уч-ль географии: И действительно Западный ветер можно назвать необузданным и даже непредсказуемым. Найдите запад на карте. Какой океан находится на западе нашей страны?
Уч-ся: Атлантический.
Уч-ль географии: Зимой океан теплый, он хорошо прогрелся за лето, поэтому ветры, дующие зимой с запада, приносят потепление. На карте вы видите красную стрелку. А летом океан холодный, тепло он отдал за долгую зиму, а вновь еще не приобрел, поэтому и стрелка синяя, т.к. западный ветер летом холодный.
Уч-ль литературы: А мы продолжаем работу по тексту сказки. Что говорится в ней о южном ветре?
Уч-ся: “Затем явился Южный ветер в чалме и развевающемся плаще бедуинов.
– Садись-ка вот тут на камень да рассказывай, откуда ты? – спросила старуха.
– Из Африки, матушка, из земли кафров! – отвечал Южный ветер. – Охотился на львов с готтентотами. Я дошел и до желтых песков пустыни – она похожа на морское дно. Конца не было безграничной пустыне! Я принялся валяться по мелкому, мягкому песку и крутить его огромными столбами; вот так пляска пошла!”
Уч-ль географии: Что касается ветра, дующего с юга, у меня есть разногласия с Андерсеном. Во-первых, это не совсем южный, а скорее юго-западный ветер. Истоки его – 30-я параллель – почти побережье Средиземного моря, поэтому на львов с готтентотами Южный ветер охотиться не мог. Львы в Африке водятся намного южнее. Направление показано красной стрелкой, т.к. ветер теплый и зимой, и летом.
Уч-ль литературы: Как вы думаете, ребята, Г.Х.Андерсен хорошо знал географию? Оказывается, нет. О восточном ветре говорится совсем немного, но мы, как всегда, обратились за помощью к консультанту, и, я думаю, кругозор ваш будет расширен.
Уч-ся: “А вот и четвертый”, – сказала мать. Это был Восточный ветер, одетый китайцем.
– Я прямо из Китая, – сказал Восточный ветер, – плясал на фарфоровой башне так, что все колокольчики звенели!”
Уч-ль географии: По отношению не только к нашей стране, но и к родине Андерсена Китай находится не на востоке, а на юго-востоке, и потому ветер этот будет иметь юго-восточное направление. Зимой – это холодный ветер, т.к. суша сильно остывает, а летом – теплый, но всегда сухой, потому что на его пути не встречается водная гладь моря. (Пока учитель географии рассказывает о ветрах и показывает направление по карте, учитель литературы прикрепляет на карту красную и синюю стрелки).
Уч-ль литературы: Итак, мы заслушали характеристики ветров. Скажите, о каких ветрах вы узнали? Можно ли сказать, что они все буйные, озорные, непослушные? Зная содержание сказки, ответьте, как воспитывает их мать?
Уч-ся: Все сыновья – непоседы, и мать строга к ним. Она их прячет в мешки за непослушание, озорство.
Рисуя потрет образа-персонажа, мы называли его имя, описывали внешность, слушали рассказы ветров, т.е. обращали внимание на речь персонажа. В раскрытии характера нам помогали бытовые детали, говорящие, откуда прилетали ветры, что они видели.
(В это время учитель географии на доске изображает схему сторон горизонта).
Задание: Подписать основные и промежуточные стороны горизонта.
Уч-ль географии: Направление ветра определяется с помощью флюгера. Новый термин запишите в словарик. Флюгер – прибор, состоящий из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по направлению ветра. Ветер называется по той стороне горизонта, откуда он дует.
Ответьте на вопросы:
1) Флюгер повернулся на восток. Откуда дует ветер и как он называется?
2) Флюгер повернулся на юго-запад. Откуда дует ветер и как он называется?
Уч-ль литературы: Однако есть еще одно произведение, где дается описание северного и южного ветров. Оно принадлежит перу удивительного живописца К.Г.Паустовского. Его произведение мы будем изучать позже, а сегодня познакомимся лишь с отрывками, выразительное чтение которых подготовили ребята. (Литература, ч.II, стр. 5, 9). Слушая отрывки, обратите внимание, есть ли в произведении описание ветра, его действий, рассказывается ли о последствиях ветра?
Уч-ся: “Летела по ветру мерзлая солома с крыши, ломались скворечники, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга”.
Уч-ль литературы: В этой сказке говорится, как северный ветер внезапно нагнал тучи, наступило похолодание, мороз сковал берега и приостановил работу мельницы, а в тяжелое военное время мельница ох как нужна была людям. Ведь хлеб не продавали, крестьяне мололи муку и пекли его. И вот, видя нелегкое положение деревни, сорока полетела за помощью к южному ветру. Зачитайте отрывок, где говорится о нем.
Уч-ся: “И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и теплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела над рекой мокрая березовая роща. В воздухе запахло весной. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось все теплее. С крыш падали и разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали”.
Уч-ль литературы: Мы заслушали отрывки. Ответьте, что приносят с собой северный и южный ветры в наши края? Чем отличается ветер в сказке Андерсена от ветра в сказке Паустовского? Какие выглядят реальнее? Как вы думаете, почему?
Мы говорили о ветре и его проказах. Но ветер может быть и хорошим рассказчиком. Какую сказку о ветре-рассказчике вы читали?
Ответ: Г.Х.Андерсен “Ветер рассказывает о Вольдемаре До и его дочерях”.
Уч-ль литературы: Расскажите, каким представляется ветер-рассказчик? Интересны его истории? Можем ли мы назвать ветер наблюдательным, внимательным? Он только наблюдает за жизнью людей или вмешивается в ее ход? Оказывается, благодаря своей силе он может изменить действительность.
Уч-ль географии: Ветер бывает разный: слабый, чуть заметный или сильный, как в сказке Г.Х.Андерсена. В какой?
Примерный ответ: “Как буря перевесила все вывески”.
Уч-ль литературы: Зачитайте отрывок.
Отрывок: “Ветер срывал черепицу с крыш, трещали и валились старые заборы, а одна тачка вдруг взяла да и покатилась по улице, чтобы убежать от бури. А буря бушевала все сильнее и сильнее, ветер дико завывал, ревел и стучал в ставни, стены и крыши. Вода в каналах вышла из берегов и теперь просто не знала, куда ей деваться. Буря несла над городом, ломала и уносила трубы. А сколько старых высокомерных шпилей согнулось в эту ночь – просто не сосчитать! И они так никогда и не выпрямились”.
Задание учителя литературы: Найдите в словаре определение бури и урагана.
Уч-ся (зачитывают по словарю): Буря – ненастье, сопровождаемое сильным ветром, часто с дождем или снегом.
Ураган – сильный разрушительный ветер.
Уч-ль географии: Новые термины записываем в словарик.
Уч-ль литературы: Составляем устно предложения с ними.
Образ-персонаж может найти свое отражение в музыке. Свиридов написал музыку к повести А.С.Пушкина “Метель”.
Послушайте отрывок. (В целях экономии времени запись может звучать, когда дети записывают термины в тетрадь).
Например, в конце сентября 1959 г. на Японию налетел ураган “Вера”. Скорость ветра достигала 300 км/час. 1 млн. 600 тысяч человек лишились крова, 4700 жителей острова погибли.
Закрепление материала.
Уч-ль географии: Ребята, мы постоянно сегодня на уроке повторяли слова: “ветер”, “ветер дует”.
Так что же такое ветер?
Примерный ответ: Перемещение воздуха вдоль поверхности Земли.
Уч-ль географии: Отчего возникает ветер?
Примерный ответ: Ветер возникает в результате неравномерного нагревания земной поверхности.
Уч-ль литературы: Итак, мы выяснили, что такое ветер, почему он возникает, каким бывает по силе и направлению. По сказкам мы определили, что наш герой, а им был ветер, может быть добрым и ласковым, холодным и злым. А может быть великолепным рассказчиком, как в сказке Андерсена “Ветер рассказывает о Вольдемаре До и его дочерях”. Он может принести добро и радость, а может заморозить сердца людей, сделав их черствыми и бесчувственными к чужим страданиям.
Домашнее задание.
По литературе: сочинить сказку о ветре.
По природоведению: стр. 176-177.
Альфред ФАКИНОВИЧЕВСКИЙ
Комментарии