search
main
0

Умом реформы не понять

Предельно ясно, коротко и по-человечески искренне высказал директор из Воронежа Владимир Свердлов свою позицию на то словоблудие, называемое «…заботой об учителе…». Который уже год витает оно во всех сферах власти от правительства и губернаторов до региональных начальников от образования.

Мои ощущения совпадают с впечатлениями В.Свердлова: по-настоящему никто в стране не думает о реальном улучшении положения учителя. Мы опять, но на другом уровне, «изучаем» все тот же, по сути «липецкий опыт» 70-х годов прошлого века. Только теперь он тюменский, воронежский, чувашский… и нет конца обещаниям и увещеваниям. Только система образования почему-то ухудшается, только по-прежнему бегут из нее самые толковые. Сегодня не то что директора или заместителя по УВР, классного руководителя – профессионала своего дела не найти. Но новым реформаторам неймется. Вместо того чтобы посмотреть, как дело обстоит у соседей – финнов, норвежцев и «разных прочих шведов», все изобретают и изобретают свой велосипед. Возьмем ту же оплату труда. Пять лет апробируют разные системы. Сначала вроде просматривалась хоть какая-то логика. Но ныне от одного описания «опыта» профессионал прослезится.

Вот описывает Виктория Молодцова тюменский опыт. Ведь умный журналист. О чем же она пишет с радостью первооткрывателя? Цитирую: «Самое главное – учитель получает тем больше, чем больше в классе учеников», «учителя иностранного языка и информатики перестали делить класс на подгруппы – так и работы больше, но и оплата выше…»

Куда тут «липецкому опыту»! Давайте усадим по три-четыре человека за один компьютер (в школах нет аудиторий по 100-120 квадратных метров для того, чтобы выполнять СанПиНовские нормы размещения тридцати ЭВМ), давайте учить иностранному языку в классе по 35-40 человек!

Что уж говорить тогда о чиновниках, если журналисты (народ, тонко чувствующий халтуру) о таком «передовом опыте» взахлеб пишут?

Тогда понятно, почему в Краснодарском крае всеми уровнями власти с 1 сентября утверждаются такие поправочные коэффициенты к нормативам финансирования на одного обучающегося в месяц:

– в начальной школе – 1,18, в основной – 1,36, в средней – 0,99, в лицее (гимназии) – 1,06.

Ни мировая, ни российская практика, когда на 30-60 процентов удорожание обучения в старшей школе – норма, для «краснодарской модели» не указ. А для тюменской? А для других, по городам и весям добивающим школу?

Спора нет: надо «поднимать» образование, культуру, здравоохранение. Но не надо глумиться над теми, кто еще в этих отраслях остается работать.

Складывается впечатление, что «административный ресурс» «в центре и на местах» приобретает форму невменяемости. Уже никого, по-моему, не интересует собственно образование и кто в принципе будет его осуществлять.

Нескончаемые отчеты, программы, презентации, частокол наукообразного бумаготворчества, создание бесчисленного множества «групп по разработке» чего бы то ни было…

А в «сухом остатке» – исход профессионалов из отрасли, разрастание числа «центров управления по образованию и развитию…» чуть ли не на поселковом уровне, битком набитых дамами с неудачным педагогическим прошлым, обнищание и унижение учителя. И в конечном итоге падение качества образования, обученности детей, начиная уже с начальной школы.

Прав автор из Воронежа. Уйдет старшее поколение, и все! Да, собственно, оно уже ушло. И никакие 10-15 процентов к зарплате не заставят молодежь идти в школу. И даже сто!

Сейчас в Сочи молодые учителя за лето, работая экскурсоводами, получают 5-6 годовых зарплат учителя. Но приходят осенью в школу вымотанные и не мотивированные на «воплощение в жизнь» экзотических планов по «совершенствованию доступности и качества образования», особенно если это приходится делать с новым «коэффициентом удорожания» их труда в 0,99.

Анатолий ДЖАРИМОВ, директор лицея №95, Сочи

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте