search
main
0

Умный, в душе пушистый профессионал. Номинации «Воспитательная система», «Воспитательная программа»

Первое впечатление. Как много великих тружеников еще осталось на просторах нашего педагогического Эльдорадо! Работают, несмотря ни на что. Выпускают своих почтовых сов (мудрых, разумеется) со свитком в клюве из собственного замка Хогвардс – посылают свои файлы в «Учительскую газету» из самых разных школ от Камчатки (была Камчатка) до Калининграда (и он был). И какой-то тихий восторг рождается – какая же это сила в нашем школьном мире! Неуспокоенные искатели на вечной педагогической тропе, конец которой никто никогда не видел, но дойти хочет каждый.

Теперь более прозаично. Речь пойдет о двух номинациях: «Воспитательная система» и «Воспитательная программа».Система (системный подход) подразумевает задачи, способы их реализации, время на реализацию, диагностику полученных результатов, выводы, пути совершенствования в рамках собственной системы. Я, как эксперт, должен поверить автору, что его педагогические успехи связаны именно с наличием системы (программы) и системной работы. Копии дипломов, фото незнакомых мне милых детей, увы, меня, старого педагогического циника, мало волнуют (кроме тех случаев, когда наглядно подтверждают и дополняют слова автора). Мне хочется выводов, размышлений, мне бы хотелось услышать, какие трудности возникли при реализации данной программы (то, что они должны возникнуть, для меня бесспорно) и как они были преодолены. Мне очень интересны способы диагностики полученных результатов, рефлексия. Я пытаюсь рассмотреть личность за сухими строками отчета о воспитательной работе. Именно так я бы назвал большинство работ – очень уж они похожи друг на друга. Все хотят воспитать «гражданина и патриота, успешную, толерантную, креативную личность, готовую к… адаптированную к…», плюс демократа и гуманиста. Простите мою иронию. Я ведь не спорю, что к этому надо стремиться. Но на конкурсе большее значение имеет не что, а как. Взять в пример нашу «уважаемую» попсу. Море песен. В каждой один и тот же текст из двух-трех слов. Мелодия из того же количества нот. Аранжировка, сляпанная по шаблону. И исполнители все почти с одной «фабрики звезд». Но пара-тройка-пятерка все-таки имеют собственный стиль, чем-то убеждают зрителя, цепляют его, и он выделяет их в шоу-мире.Так и здесь. Взгляд останавливается на работах, авторы которых не лишены собственного языка, умеют убеждать, аргументировать, в меру искренни, знают себе цену, но и не ставят себя ничтоже сумняшеся на уровень Коменского или Дьюи.Несколько цитат, которые мне понравились. Один из авторов в своей работе отметил: «Миссия школы – научить голову думать, а сердце любить; миссия педагога – наполнить жизнь смыслом; миссия выпускника школы – сохранить этот мир и украсить его собой». В другой работе приводятся слова Евгения Ямбурга: «Наряду с модернизацией не стоит забывать об архаизации – возвращении к подлинным смыслам и ценностям культуры. В противном случае, поменяв цели и средства, мы рискуем превратить любые инновации в пародию».Отталкиваясь от этих формулировок, я полагаю: хорошая конкурсная работа учит голову думать, в ней ясно виден практический смысл, и она украшает методику образования своей оригинальной «мелодией», при этом не забывая и про вечные педагогические ценности.Такие работы есть. Главное, что выделяет их сразу, – веришь автору! Личность проступает сквозь строки текста. Работ таких немало. К сожалению, число победителей строго регламентировано.И несколько конкретных замечаний. Некоторые работы были очень большие по объему с массой приложений. Конечно, автору хочется показать как можно больше для отображения собственного опыта. Но иногда действительно ценное может потеряться в массе информации. Что касается приложений с фото, то они, безусловно, нужны. Но их количество должно быть разумно, соразмерно с их информационной ценностью и качеством снимков. Мне лично очень помогали для обхвата всей картины грамотные презентации, где в виде схем, таблиц, ключевых фраз вычерчивалась главная линия программы, системы.Была и другая крайность – излишне сжатое изложение, порой лишенное индивидуальности и какой бы то ни было… эмоциональности, что ли.Есть работы, авторы которых использовали педагогические системы и программы, ранее опубликованные или размещенные на сайтах в Интернете. На мой взгляд, в этом нет ничего крамольного, если конкурсант указал, как он применил, изменил данную концепцию в условиях своего образовательного учреждения, своего класса. Но при этом обязательна ссылка на первоисточник, на автора оригинала!В критериях оценивания (читайте условия конкурса) был пункт «Оригинальность». Большинство участников его игнорировало. Зря!Правда, эти замечания всего лишь ложка дегтя в большой бочке меда, сваренного «мудрыми совами», неистощимыми на выдумку классными руководителями, принявшими участие в этом проекте.Кстати, название «Мудрая сова» заставило меня залезть в энциклопедию животного мира. Как выглядит сова? Это «птица с крупной головой (умная, значит!), большими круглыми глазами спереди головы (видит далеко вперед, заглядывает в будущее!), клюв короткий хищный (в рот палец не клади!). Охотится ночью (проверяет тетради, разрабатывает сценарии, выдумывает воспитательные программы до рассвета!). Оперение мягкое (в душе-то пушистая!), полет бесшумный (профессионал!), когти длинные и острые (свое не упустит), окрас маскирующий (не выпячивается, скромная)».А в книгах Джоан Роулинг о Гарри Поттере, как знают все, совы используются для связи между волшебниками (совиная почта). Спасибо вам, уважаемые авторы, за ваш труд, ваше творчество, за ваших детей. Вы – волшебники, умеющие делиться друг с другом своей магией.​Евгений ВИРЯЧЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте