Одной из важнейших задач федерального государственного образовательного стандарта начального образования является формирование способности к организации учебной деятельности (умение учиться). Результатом наравне с успешным решением учебно-познавательных и учебно-практических задач должно стать достижение учениками высокого уровня самостоятельности в организации самого процесса обучения.
По данным международных сравнительных исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российские школьники тратят на выполнение домашних заданий более 10 часов в неделю.
Такая загруженность лишает ребенка возможности проводить больше времени с друзьями и родителями, посещать занятия дополнительного образования.
Изменение привычного формата выполнения домашних заданий позволяет школьнику освободить больше времени и решить несколько задач образовательного стандарта:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– определение наиболее эффективных способов достижения результата.
Рассмотрим две ситуации.
Первый вариант. Учащиеся ежедневно получают домашние задания по разным предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир). Каждому из них необходимо быть готовым к следующему учебному дню.
Второй вариант. Учащиеся получают домашние задания, рассчитанные на некоторый временной промежуток (2‑3 недели), и самостоятельно планируют день и время для их выполнения. Это так называемые самостоятельные домашние задания.
Такой подход к выполнению домашних заданий реализуется в нашей школе. Мы хотим поделиться опытом, как именно на практике педагогически обеспечить формирование учебной самостоятельности младшего школьника через индивидуальные самостоятельные домашние задания.
С 1‑го класса мы учим детей не только видеть свои трудности, но и намечать план действий для их ликвидации. Каким образом мы это делаем?
У каждого ребенка есть своя индивидуальная домашняя работа, а задача учителя – научить обучающегося выбирать из предложенных заданий только те, которые необходимы для отработки его трудностей. Для этого учитель, перед тем как предложить детям домашнюю работу, в оценочном листе выписывает рядом с каждым умением номера рекомендуемых для отработки заданий.
Все задания носят разноуровневый характер, что позволяет дифференцированно подойти к процессу обучения каждого ребенка. Домашние задания по предметам рассчитаны на две-три недели. Каждый ученик в соответствии со своей занятостью планирует и определяет те дни, в которые он будет их выполнять.
Важным помощником в организации такой работы является индивидуальный календарь. В него обучающийся вносит выбранные номера заданий на весь период. Является допустимым, что по мере выполнения самостоятельной домашней работы могут произойти перепланирование и перенос заданий с одного дня на другой.
Все действия отражаются учащимся в его календаре. Если возникают трудности при выполнении заданий, то он их фиксирует в виде знака вопроса и консультируется у учителя на уроке или на внеурочном занятии. По мнению родителей, такой индивидуальный календарь полезен им самим, так как помогает наглядно оценить загруженность ребенка.
Помощь родителя своему ребенку заключается только в организации рабочего места и на начальном этапе в выборе из календаря необходимых заданий при выполнении домашней работы.
Заключительным этапом индивидуальной самостоятельной домашней работы являются рефлексия и презентация заданий, ранее вызывавших у обучающегося трудности. На следующем уроке проводится проверочная работа, оценочный лист которой продемонстрирует, насколько успешно он поработал в течение предыдущих трех недель.
Такая работа носит цикличный характер в течение всего учебного года и реализуется на разных предметах. Индивидуальные домашние задания также позволяют отработать пропущенный или не усвоенный учеником материал.
Подобная организация выполнения домашней работы позволяет выстроить процесс обучения таким образом, чтобы каждый учащийся самостоятельно планировал свое время для выполнения домашних заданий. Ему не нужно выполнять все задания. Не происходит перегрузки.
Обучающийся выбирает и выполняет те задания, которые лично для него являются трудными. Ребенок с начальной школы учится планировать свое время, что в будущем позволит ему выстраивать траекторию развития и расширять границы своего образования.
Светлана ЕГОРКИНА, учитель географии школы №1133, Светлана КЛЕВЦОВА, учитель математики школы №1133
Комментарии