Одна из проблем информатизации образовательного учреждения связана с лицензионной чистотой используемых в нем программных продуктов. Поэтому, чтобы не повторить судьбу печально знаменитого директора школы Александра Поносова, пострадавшего за пиратскую Windows, администрация и учителя нашего образовательного учреждения уже в 2006 году направили свои действия на решение данной задачи.
К тому времени компьютерный парк школы составлял около 25 машин различной модификации и мощности – начиная от Celeron 500МГц, 128 Мб оперативной памяти, 10 ГБ дискового пространства и заканчивая более мощными машинами Pentium 3 ГГц, 1ГБ оперативной памяти, 80ГБ дискового пространства.
Исходя из финансовых возможностей, намечалось два пути выхода из кризиса:
1. Закупить лицензионное ПО от компании Microsoft.
2. Использовать в образовательном процессе свободно распространяемое ПО.
Первое решение предполагало непосильные для школы затраты. Даже стоимость ежегодных платежей по подписке оказалась непомерно высока. А ведь ОС Windows зачастую предполагает использование коммерческого программного обеспечения других фирм-производителей. Кроме того, продукция компании Microsoft отличается уязвимостью для компьютерных вирусов, справиться с которыми можно с помощью опять же практически во всех случаях платных антивирусных программ. Поэтому перевод всего компьютерного парка на Windows был невозможен.
Второе решение – использование ОС Linux. Работа в этом направлении предполагала решение целого ряда проблем, в том числе и финансовых, но также вызывала некоторые трудности:
некоторое периферийное оборудование не предназначено для работы под управлением Linux;
ранее поступившие дисковые накопители с софтом и интерактивными курсами были разработаны для Windows;
практически все образовательные программы и учебники ориентированы на получение образования с использованием Windows.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к закономерному компромиссу – использовать продукцию компании Microsoft в минимальных объемах, то есть там, где свободно распространяемое ПО не справляется.
Для того чтобы каждый пользователь чувствовал себя комфортно за любым компьютером, независимо от того, какая система установлена, был определен единый школьный стандарт ПО:
офисный пакет OpenOffice.org 2.0 или новее;
интернет-браузер Mozilla Firefox 2.0 или новее;
почтовый клиент Mozilla Thunderbird 1.5 или новее;
архиватор 7zip;
графические редакторы GIMP и Inkscape;
клиент обмена мгновенными сообщениями Pidgin.
Но перед тем как перейти на Linux, следовало определиться, какой же все-таки дистрибутив выбрать основным, так как их достаточно много.
Подобные исследования до начала 2008 года, как известно, должны были проводиться в каждой школе самостоятельно. Затем в рамках нацпроекта в образовательные учреждения трех регионов (Пермский край, Республика Татарстан и Томская область) начали поступать пакеты свободного программного обеспечения (ПСПО), разработанного специально для школ компанией ALT Linux. Туда вошла целая линейка дистрибутивов, предназначенных для работы на компьютерах различной конфигурации – Легкий Линукс, Линукс Юниор, Линукс Мастер и Линукс Терминал. Также большое внимание разработчиков уделено ПО, предназначенному для образования.
Более того, начиная с июня 2008 года благодаря циркулярному письму Федерального агентства по образованию любое образовательное учреждение может присоединиться к проекту, заполнив заявку по адресу http://linux.armd.ru/ru/anketa/. Они получат не только полный комплект ПСПО со всеми дистрибутивами, руководством пользователя, но и техническую поддержку по Интернету.
Также сообществом пользователей ALT Linux создан ресурс «Дистанционное обучение ALT Linux» (http://moodle.altlinux.ru), который наполняется различными разработками, посвященными образованию. Здесь любой желающий может воспользоваться методическими материалами и другой информацией, посвященной внедрению Linux в образовательный процесс.
Надо сказать, операционная система Linux легко заменила продукцию компании Microsoft и на серверах школы, достаточно качественно поддерживая работоспособность локальных сетей и предоставляя множество решений на базе свободно распространяемого ПО.
Тем не менее при переходе возникли определенные проблемы. Как и предполагалось, наибольшие затруднения были связаны с запуском различных интерактивных образовательных программ, поступивших ранее. Например, программа Wine вообще не смогла обработать некоторые диски. Впрочем, обнадеживает тот факт, что разработчики этого ПО постоянно работают над его совершенствованием и очень скоро проблемы совместимости будут решены.
Так или иначе, но к концу 2007-2008 учебного года наша школа насчитывала около 35 персональных компьютеров, из которых 29 работали под управлением Linux. За годы апробации эта операционная система показала себя с наилучшей стороны благодаря:
устойчивости к вирусным атакам;
гибкой системе настроек;
надежности в работе;
финансовой независимости учреждения от разработчиков ПО.
И это далеко не полный перечень всех преимуществ свободного программного обеспечения!
Сегодня, «оглядываясь» на пройденный путь, можно с уверенностью сказать, что школа только выиграла, принимая на вооружение операционную систему Linux.
Дмитрий КОНОВАЛОВ, заместитель директора по ИКТ школы №2, с. Алтайское, Алтайский край
Комментарии