О кризисе российской школы можно рассуждать долго и с наслаждением. Можно говорить о том, что устарело содержание образования, классические подходы уже не работают, а новые пока не очень хорошо себя зарекомендовали, что инновационная и проектная деятельность у нас нередко сводится к пустым разговорам и действиям по шаблону, что дети не хотят учиться, а родители не уважают учителей и не доверяют им. Но, честно говоря, самый яркий кризис проявляется в другом – из системы всеми силами выдавливают тех, кто знает, где выход из тупика, готов взять на себя ответственность и повести людей за собой, мало того, кто уже делает это на протяжении долгих лет. Выдавливают просто потому, что они кому-то не понравились.
Сергей Старченко, еще будучи студентом Челябинского государственного пединститута, проявил себя как подающий надежды ученый, в сфере интересов которого лежала разработка оригинальных подходов к преподаванию физики. На факультете его знали также и как отличного организатора, командира стройотряда, спортсмена, мастера на все руки. Уже тогда он мечтал создать новую школу, в которой детям было бы интересно учиться, где они могли бы попробовать себя в различных направлениях творческой, исследовательской, поисковой, конструкторской, изобретательской деятельности.Судьба благоволила ему – в 1992 году Сергей Александрович, на тот момент старший преподаватель высшей школы, получил предложение возглавить маленькое образовательное учреждение – лицей №13 города Троицка. На тот момент здание, построенное еще в царские времена, представляло собой довольно грустное зрелище – крохотные классы, обшарпанные стены, прогнившие полы… Но легендарного стройотрядовца это не испугало, и благодаря его умелым организаторским способностям был сделан ремонт, здание и помещения приобрели божеский вид.Напомним, на дворе были те самые 90‑е, когда до системы образования мало кому было дело. Но директор уже в те годы решил реализовать то, что впоследствии назовут государственно-общественным управлением. Так возник попечительский совет лицея, куда вошли все родители школьников данного учреждения. На общем собрании Сергей Александрович рассказал им о своих планах, подробно изложил концепцию развития лицея, обосновал необходимость углубленного изучения дисциплин естественно-научного цикла и честно заявил, что без их помощи ему одному не справиться.В результате было принято решение о добровольных взносах в размере 1000 рублей (по нынешнему курсу) на каждого обучающегося. При этом уже тогда все было организовано так, чтобы все деньги, до последней копейки, были оформлены как положено, а правление попечительского совета регулярно отчитывалось перед родителями, что и куда потрачено.Мало-помалу благодаря собранным средствам лицей преобразился. Были закуплены новейшее оборудование, мебель, учебная литература, компьютеры, мультимедийные доски и многое другое. Тщательно подобранная команда высокопрофессиональных преподавателей под чутким руководством их неоспоримого лидера в короткое время смогла повысить престиж этого учреждения настолько, что люди со всего города мечтали отдать сюда своих детишек.Площадей катастрофически не хватало, поэтому было принято решение пристроить к зданию новый просторный корпус – за счет, особо подчеркнем, только привлеченных средств, не напрягая бюджет города и области. Позже с разрешения местной администрации отремонтировали и обжили соседнее здание – полуразвалившиеся конюшни и складские помещения. Там сделали актовый зал и гараж, а также, что очень важно, соорудили теплый переход из основного здания. Через некоторое время к лицею присоединили еще одно здание, куда перевели начальную школу.Конечно же, помогали не только родители. По словам Сергея Александровича, лицею удавалось выигрывать гранты на развитие, причем, разумеется, никто не давал им деньги просто так, но коллектив своей деятельностью всегда доказывал, что средства эти они именно заработали. Зарабатывали и за счет предоставления дополнительных образовательных услуг, но строго в рамках закона и на обоюдовыгодных условиях.С годами стало как-то само собой восприниматься, что ученики 13‑го лицея регулярно занимают места на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях самого разного уровня, выступают на научных конференциях, привозят в город и область призы, медали и кубки. На базе этой образовательной организации была создана своя аспирантура, защищено две докторские и шесть кандидатских диссертаций, издано огромное количество учебно-методической литературы, разработаны оригинальные курсы и дисциплины, открыты биокванториум, нанокванториум, хемокванториум и многое другое. Сам Сергей Александрович вел здесь физику, биофизику и астрономию, попутно будучи профессором Южно-Уральского государственного аграрного университета, членом ученого совета, доктором педагогических наук.Однако жизнь преподнесла неожиданное суровое испытание. Занявший в 2014 году пост мэра молодой и энергичный Алексей Виноградов, по словам Сергея Старченко, решил пригласить его в свою команду, предложив довольно солидный пост. Перспектива превратиться в чиновника от образования директору никогда не нравилась, ведь он чувствовал себя на своем месте, ибо делал то, что у него получается очень хорошо и с пользой для всех. Поэтому он отказался от выгодного положения. Вероятно, мэр рассудил это в контексте «кто не с нами, тот против нас», поэтому дальнейшая жизнь Старченко стала напоминать цепь абсурдных по своей сути «наездов».Ему и другим директорам было предложено перейти с бессрочных трудовых договоров на годичные. Сергей Александрович не согласился, мотивировав это тем, что развитие лицея процесс долгосрочный, им надо заниматься постоянно, в течение долгих лет, а не от года к году. Начались совершенно беспардонные придирки.Так, например, поставленная Виноградовым на должность начальника Управления образования Троицка Ольга Копылова вдруг распорядилась в течение шести часов предоставить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера заместителей директора и членов их семей. Которые, как потом оказалось, никому так и не пригодились, но отняли массу нервов и времени. Когда же директор в очередной раз понес сдавать в управление справку о своих доходах, ему там заявили, что надо все заполнять по-новому, иначе. А потом он получил выговор за неточность при заполнении справки о доходах. То есть как раз за то, что заполнил все именно так, как ему и посоветовали.Как это обычно бывает в таких случаях, в лицей нагрянула проверка контрольно-счетной палаты города Троицка. Потом еще одна. Общими усилиями были выявлены нарушения в финансовой деятельности попечительского совета – где-то не сходились цифры, где-то отсутствовали чеки, расписки и т. п. Речь шла о сравнительно небольших суммах в несколько тысяч рублей, которые в конце концов все равно нашлись. Однако по итогам этого «рейда по тылам» была инициирована и прокурорская проверка. Как говорит доверенное лицо Старченко, юрист Наталья Тухватуллина, сопровождалось это довольно смелыми заявлениями мэра, который местным журналистам поспешил сказать, мол, в лицее найдены существенные нарушения, которые повлекут за собой привлечение к уголовной ответственности не только директора, но и других лиц. Хотя, во-первых, выявленные недочеты касались деятельности не лицейских органов, а самостоятельной общественной юридической организации, коей попечительский совет и являлся по уставу, а во-вторых, в итоге прокурорская проверка так и не нашла никаких поводов для возбуждения уголовного дела.Возникла какая-то параллельная реальность: заместитель мэра по социальным вопросам Елена Василяускине открыто утверждает, что налицо «серьезные материальные нарушения», что якобы «поступали обращения от родителей, которые чего-то не понимали». Правда, подтвердить факт поступления этих жалоб они не могут, но отреагировать обязаны. Опять же качество образования в лицее неуклонно снижается из года в год, и надо же что-то делать! Правда, средний балл по ЕГЭ и ОГЭ продолжает оставаться самым высоким в городе, лицей стабильно занимает верхние строчки во всех рейтингах, а сам Старченко совсем недавно, в 2016 году, успешно прошел аттестацию, но что-то же надо делать, чтобы спасти лицей!В общем, коллективными усилиями вокруг директора была создана настолько нездоровая атмосфера, что он дрогнул и, поддавшись давлению со стороны начальства, решил написать заявление об уходе. Которое было не просто моментально подписано Копыловой, но и тут же оформлено в виде соответствующей записи в его трудовой книжке. Чуть позже, правда, одумавшись и прислушавшись к уговорам родителей школьников, директор заявление забрал и настоял на том, чтобы запись в трудовой книжке была признана недействительной. Но это оказалось лишь отсрочкой.Буквально накануне своего дня рождения Старченко получил уведомление об увольнении. Работодатель решил расторгнуть с ним договор на основании статьи 278 Трудового кодекса РФ, то есть просто без объяснения причин. Уже потом ему сказали, что он, оказывается, плохой менеджер, неэффективный руководитель, к его лицею есть масса претензий со стороны КСП, а главное – что на протяжении последних лет показатели его лицея неуклонно снижаются. Поэтому, решили «наверху», будет во благо детей избавить эту образовательную организацию от такого слабого директора и назначить нового. Ею стала Светлана Егорова, до того возглавлявшая лицей №17. Прямо посреди года одного руководителя освободили от занимаемой должности, а другого сорвали со своего места и кинули «закрывать амбразуру».В общем, Старченко «ушли». Городской суд Троицка посчитал его увольнение незаконным, однако областной суд рассудил иначе: мол, работодатель имел полное право воспользоваться 278‑й статьей, и мы не вправе указывать ему, что и как делать.Надо сказать, что эту статью уже давно клянут все директора школ. Ни один самостоятельный и инициативный руководитель не будет заинтересован относиться к своему делу творчески и с полной самоотдачей, зная, что его в любой момент могут освободить от должности просто так, без лишних слов. Если нет уверенности в завтрашнем дне, остается только одно – послушно делать то, что скажут, ведь начальник всегда прав. Сергей Старченко за период с 1992 года на деле доказал, на что способен. И за все это время у родителей не было ни малейшего повода упрекнуть его в том, что он-де ничего не дает их детям и что выстроенная им система работы лицея малоэффективна. Более того, если сравнить успехи лицеистов по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности, окажется, что как раз последние три года были самыми выдающимися за весь период существования этого учреждения. И показатели выше, чем у любой другой образовательной организации города. Однако у чиновников своя логика и свои аргументы…Увольняя директора, они, разумеется, заботятся о благе детей. Вот только почему-то, когда ученик 10‑го класса лицея №13 Егор Флоренко стал победителем областного конкурса «Ученик года Челябинской области»-2017, ни мэр, ни его замы, ни начальник Управления образования Троицка не сочли нужным даже просто поздравить школьника. И почему-то, когда в прошлом году лицей отмечал свое 25‑летие, а на юбилей со всех концов страны и даже из-за рубежа приехали его многочисленные выпускники – успешные и состоявшиеся по жизни люди, ни один человек из городской администрации так и не соизволил туда даже просто прийти. Более того, за три часа до начала торжеств поступило устное распоряжение отменить праздник под надуманным предлогом того, что «в помещении очень холодно». Наверное, это тоже забота о людях. У нас же все делается ради людей, верно?…Сергей Старченко не сдается и намерен отстаивать свои права. Он подготовил кассационную жалобу на апелляционное определение судебной коллегии Челябинского областного суда, в которой просит восстановить справедливость. Ведь от его увольнения «без объяснения причин» не стало лучше никому из тех, кто заинтересован в нормальном развитии образовательного процесса – ни детям, ни коллегам, ни родителям, ни даже новому директору, которая стала заложницей чужих игр. Впрочем, возможно, кто-то от этого и выиграл. Если так, то мы обязательно узнаем об этом, потому что держим ситуацию на контроле.
Троицк, Челябинская область
Комментарии