Современный молодой учитель в условиях модернизации стандартов образования, какой он? Каким должен быть? Необходимо разобраться.
Особый интерес во все времена среди родителей, детей, государства, общества в целом вызывает образ учителя. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. В любом случае он оказывает определенное влияние на взросление и развитие своих учеников. Ведь школа не только место, где учат считать и писать, школа – это маленькая модель общества, взрослой жизни.Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Кому, как не нам, это знать?! От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом. Сейчас реальность такова, новые образовательные стандарты диктуют, что обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 10 лет. На это и направлены новые стандарты. Но, не кривя душой, можно сказать, что пока в народе учительская профессия остается малопопулярной и практически непрестижной – у нас очень низкие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Год за годом педагогические вузы выпускают из своих стен дипломированных специалистов – филологов, биологов, химиков, математиков. Так кто они, современные молодые выпускники педагогических университетов? Учитель – это диагноз. Это не профессия. Сколько преподаватель вкладывает сил, эмоций, душевности, интеллекта. Это всё наша интеллектуальная собственность, которой мы делимся без остатка и бескорыстно. Это наша главная отличительная черта.Учителем нужно родиться. Учителя в школе вне зависимости от пола – это люди с ненормальным материнским инстинктом, который распределяется на нечеловеческое количество детей. Учителя хронически больны школой, они знают, что лучшее средство от старости – общение с детьми. Хоть выпускник вуза и не пенсионер, но цену времени знает.Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? Я люблю свою работу. Школа – моя жизнь, то, без чего я не могу представить свое будущее. За то время, что я проработала, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, и уже добрые, согревающие душу моменты. И поверьте мне, их много.Для учителя важно, и это не зависит от возраста, не потерять ощущение радости от работы и от жизни в целом. Необходимо после даже кажущейся значительной неудачи (неудачный урок, невыполненные цели воспитательного процесса) тщательно проанализировать все, сделать соответствующие выводы и не сдаться, мобилизоваться и настроится на дальнейшую победу.Надо заниматься самообразованием, читать книги, пробовать себя во всем, в научной, экспериментальной, исследовательской деятельности. Современный учитель должен не только учиться, не только учить детей, но и ему самому необходимо учиться у своих учеников.«Проповедуйте» педагогику нежности. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество образцового педагога. Немаловажно, на мой взгляд, и искренне восхищаться всем красивым, что есть вокруг. Находите прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать вам, молодому, современному учителю, у которого горят глаза. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого, источник знания. Станьте идеальным психологом – это обязательно. Учитель XXI века – тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников.Добейтесь того, чтобы ученики начали воспринимать вас, учителя, как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Идите в ногу со временем, не отставайте ни на шаг, экспериментируйте, ищите, заинтересовывайте детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.Безусловно, учитель должен хорошо знать и любить свой предмет, получать удовольствие от процесса обучения и радоваться достижениям своих учеников. Будьте добрыми, чувство юмора никто не отменял, со строгостью аккуратней, держитесь с детьми просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи. Молодой современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, должен быть артистом, художником, потребуется – писателем, певцом.Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Роль учителя – «стоять не над, а рядом», «я помогу», «я поддержу» – вот ключевые слова нашей работы. Учитель направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью (для многих учителей это действительно сложно), что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребенку возможность проявить себя». Учитель сегодняшнего дня – это человек, преданный своему делу и своим ученикам. Расценивать это можно как угодно, но, по всей видимости, это так. Скажу даже больше: у современного учителя кардинально изменено (должно быть изменено) отношение к ученику. Уходит из практики авторитарность, что диктует время, согласны мы с этим или нет, но педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. Это очень сложно. Но и профессия, профессия учителя, наверное, это не скромно будет сказано, самая важная на Земле.Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку. Как всего этого добиться? Думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: – уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; – честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; – искренние, индивидуальности; – тактичные, толерантные, терпеливые; – естественные, единомышленники; – любящие детей, любящие свою работу; – и очень мягкие, как мягкий знак и само слово! М.СЕВАСТЬЯНОВА, преподаватель-организатор школы № 1968, заместитель председателя Совета молодых учителей ЮВАО
Комментарии