Менее всего в качестве главного определения сути конкурса “Учитель года” подходит слово “соперничество”. Тот, кто идет участвовать в “Учителе года” лишь за тем, чтобы утвердиться любой ценой, поступает просто глупо.
Да, ты неповторим… как и все остальные. Нужно спешить принять умом и душой находки других, ведь время конкурса так быстро проходит; бог весть, встретитесь ли вы снова! Но энергия общения, диалога, споров, стихов, песен до утра останется с вами. Не соперничество, не только “я-новаторство”, но сооткрытие, сотворчество.
Именно это и довелось увидеть на прошедшем недавно четвертом конкурсе “Учитель года Вологодской области-2001”. Умные, талантливые, немножко озорные, а главное – глубокие уроки финала, уроки на сцене. Мне посчастливилось видеть эти уроки не в качестве члена большого жюри, а просто как зрителю.
Юлия Макарова (III призовое место), занятие по аэробике, младшие школьники. Весь урок – движение, веселье, музыка, чудесная пластика педагога. Конкурсантка ведет занятие практически без голоса (простыла накануне). Но дети понимают все, каждый жест воспринимается мгновенно, словно по наитию, а ведь урок не готовился заранее (все силы участницы ушли на борьбу с температурой). Учитель ведет занятие с улыбкой, в ответ улыбаются ученики… Вспоминаются слова жюри: “Физкультура до сих пор считается у нас вспомогательным предметом. Обидно. Есть здоровье – нужны будут и литература, и физика, нет его – ничего не нужно, и ничто не радует”. Учение с радостью – самое важное. Вот что показал урок Юлии Макаровой.
Урок “Медицина и генетика” Натальи Федорковой, учителя биологии. Сложнейшая тема, острые вопросы. Умный и добрый урок, зовущий к размышлению. Споры захлестнули и членов жюри. Как нужны такие уроки, не заканчивающиеся со звонком на перемену, продолжающиеся в умах и душах учеников! Воспитание нравственности – так определил бы я то, что показала Наталья Федоркова.
Литература, 11-й класс, “Формирование понятия о художественном образе”. В центре диалога Елены Лобановой и ее “учеников” – вопрос о том, что такое русская культура. Стержнем разговора стали стихи Вадимова “Русская культура”. Учителя литературы знают, какую опасность таит анализ стихотворного текста: можно “засушить” стихи, отвратить от них детей. Счастлив, что этого не произошло, что подкупающая искренность общения, мягкая, доброжелательная и взволнованная манера вести за собой ученика стали основой занятия.
Начался урок кадрами из “Сибирского цирюльника”, пестротой Масленицы, а закончился строгими и высокими словами о нашей культуре как об океане, который нам еще предстоит открывать, все время узнавая его новые глубины…
История, 6-й класс, Олег Замараев, победитель конкурса, человек, очаровавший как детское, так и взрослое жюри. Тема: “От язычества к христианству”. Яркая и неожиданная наглядность, преемственность, внутрипредметные связи. Начинает урок Дед Мороз, но игра с классом не делает занятие менее серьезным. По-настоящему ценный урок.
Речь шла об очень серьезных, коренных вещах, требующих от шестиклассников напряжения мысли, а дети не устали! И более весомой оценкой, чем шквал аплодисментов, был общий вздох: “Как жаль, что урок закончился!”
Спасибо учительскому конкурсу, не спору – диалогу.
Вячеслав ВАХРАМЕЕВ,
победитель II областного конкурса и участник конкурса “Учитель года России-97”, преподаватель литературы, русского языка и МХК школы N 2
Сокол,
Вологодская область
Комментарии