search
main
0

Умные, но бедные. Большая зарплата преподавателям обещана к 2018 году

​Очередное заседание президиума Тульского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ прошло в стенах Тульского государственного университета. Его участники – профсоюзный актив региональных вузов, сотрудники отраслевого обкома во главе с председателем Ольгой Ларичевой – рассмотрели работу первичных профсоюзных организаций учреждений высшего образования в условиях модернизации. С отчетами выступили председатели первичек Сергей Соловьев (ТулГУ), Михаил Архипов (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого), Евгений Чермошенцев (Новомосковский институт РХТУ им. Д.И.Менделеева). С основными направлениями профсоюзной работы в высшей школе ознакомила главный специалист обкома Любовь Казакова.

Выступающим явно было что сказать, а присутствующим – послушать. Политехнический и педагогический университеты – учебные заведения с большой и замечательной историей. И сегодня, в период масштабных реформ, внедрения в образовании новых экономических механизмов, они не сдают наработанных позиций. Готовят новые кадры, занимаются наукой, думают о будущем. Учреждения имеют крепкие и авторитетные профсоюзные организации, которые хорошо знают свои права и обязанности и принимают коллективные договоры, позволяющие сотрудникам чувствовать себя защищенными. Благодаря этим документам и поддержке профкомов люди могут жить, работать, отдыхать. Профсоюзная работа в главных вузах области поставлена достаточно серьезно, и если бы участники заседания пожелали оценить ее, то наверняка поставили бы «отлично». Первичная профсоюзная организация Новомосковского института Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева меньше по численности, да и возможности у нее скромнее, но активности и боевитости ей тоже не занимать.Общая проблема вузовских профсоюзных организаций – невысокая заработная плата, имеющая к тому же одинаковый перекос: стимулирующая часть существенно превышает гарантированную. Как заметил в своем выступлении Сергей Соловьев, многие преподаватели вынуждены искать подработку на стороне, работать по 20 часов в сутки в ущерб здоровью, профессиональному росту и учебному процессу. В качестве примера профлидер привел зарплату доцента как основного представителя команды преподавателей. Гарантированная часть его заработка, по данным за прошлый год, составляет 11 тысяч рублей, вместе с надбавками он получает 15-16 тысяч (старший преподаватель – чуть более 13).Не сильно отличается и средний заработок в педагогическом университете. По данным 2012 года, там старший преподаватель имеет в месяц 15,5 тысячи рублей, доцент – 18,5. Средняя зарплата всех работников этого учреждения – более 16 тысяч рублей.В Новомосковском институте РХТУ оплата труда тоже не стоит на месте, регулярно подрастает. Но средняя ее величина остается невысокой – 11,8 тысячи рублей (данные 2012 года). «До заработной платы ведущих вузов области, – отметил Евгений Чермошенцев, – мы недотягиваем».Если говорить о средней зарплате по всем четырем вузам (на заседании шла речь об учебных заведениях, которые имеют профсоюзные организации), то, как сказала Любовь Казакова, по данным за 10 месяцев прошлого года она даже выше, чем средняя по области. И можно бы вздохнуть с облегчением: указ президента повысить в 2012 году зарплату преподавателям вузов до размера средней областной успешно выполнен. Но, как известно, средняя зарплата все равно что средняя температура по больнице – от нее и умереть можно. Так и в нашем случае. Если в политехе и педуниверситете размер средней зарплаты укладывается в рамки президентского наказа, то в химическом институте он далек от намеченного ориентира.Совершенствование системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях будет продолжено. Планируется, что к 2018 году зарплата профессоров и преподавателей вузов составит 200 процентов от средней по экономике региона. И одним из резервов ее роста должна стать, как считают в Министерстве образования и науки, «чистка неэффективных кадров». По мнению министра Дмитрия Ливанова, те преподаватели, которые сегодня получают по 20-30 тысяч рублей, либо имеют невысокий профессиональный уровень и готовы работать за такие деньги, либо подрабатывают в нескольких вузах, либо «перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов». И в том, и в другом, и в третьем случае, считает министр, вуз не может называться эффективно работающим.Высказывание Ливанова о причинах низких зарплат преподавателей вызвало в профессиональном сообществе бурю возмущения. При таком подходе «эффективными», или материально благополучными, могут оказаться лишь столичные вузы. А те, что оказались в стороне от Москвы, к примеру, тульские, – сплошь невезучие, и сами виноваты, что преподаватели получают сущие гроши. Занятно слушать такое от высоких чиновников, прекрасно знающих, что у рядового работника государственного предприятия – будь то университет или больница – нет никаких возможностей увеличить свой оклад. И поправить материальное положение он может, лишь найдя подработку или обратившись в профком за материальной помощью.Впереди повсеместное внедрение системы так называемого эффективного контракта, с которым будет связано дальнейшее повышение зарплат в бюджетной сфере. Документ призван конкретизировать должностные обязанности, показатели и критерии оценки труда работника, условия оплаты труда и предоставления льгот. И, как подчеркнула Любовь Казакова, профсоюз просто обязан принять самое активное участие в разработке эффективного контракта. Нельзя допустить, добавила Ольга Ларичева, чтобы существующий уже сейчас зарплатный перекос – увеличение стимулирующих выплат по отношению к основному окладу – был возведен в ранг закона. Соотношение, по твердому убеждению руководителя обкома, должно быть следующим: 70 процентов – основной оклад, 30 – выплаты-стимулы.Что же касается наблюдаемого сегодня процесса реформирования образования, то по этому поводу председатель обкома Ольга Ларичева выразилась точно и справедливо: пора понять, что поспешные и непродуманные реформы могут привести нас в тупик. Новые задачи нужно решать поэтапно, новые идеи внедрять осторожно, относиться к тому, что есть, бережно. Это позволит избежать многих ошибок, которые могут разрушить национальную систему образования.Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте