Что общего между Тобольским многопрофильным техникумом, компанией «СИБУР», «Учительской газетой» и конкурсом «Учитель года»? Отвечу: новый уникальный проект, который объединяет! «Умные каникулы» – площадка, которая собрала в прекрасном древнем городе Тобольске учителей физики, математики, химии из городов присутствия компании «СИБУР» и учителей года – победителей, лауреатов-спикеров, наставников. Важно, что главной целью программы стало взаимовыгодное сотрудничество. Высокотехнологичной компании необходимы высококлассные специалисты, а для их подготовки нужны хорошие учителя. Так появился на свет образовательный проект «Умные каникулы».
В рамках реализации соглашения о сотрудничестве правительства Тюменской области, ПАО «СИБУР Холдинг» и администрации города Тобольска на обновленных площадках техникума, в лабораториях Инновационного центра развития инженерно-технической экспертизы «СИБУРИНТЕХ» и на вдохновляющих локациях курорта Алемасова состоялась культурно-образовательная сессия «Умные каникулы» с лучшими педагогами России. Образовательные события (мастер-классы, проектные офисы, квесты, неформальное общение) с учителями физики, химии, математики Тобольского многопрофильного техникума, образовательных организаций Тобольска, Благовещенска, Вагайского и Тобольского муниципальных районов провели участники движения «Учитель года России» и сетевого издания «Учительская газета».
«Умные каникулы» – это три дня плодотворной и интересной работы. «Главная цель «Умных каникул» – влюбить в профессию молодое поколение начиная со школьной скамьи. Для этого в Тобольск приехали лучшие и титулованные педагоги и эксперты из разных уголков России, которые провели мастер-классы и практические занятия для своих коллег. Ключевая роль в построении правильного вектора развития каждого учащегося лежит на плечах учителя», – заявил главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Чудин.
За последние несколько лет спрос работодателей на молодых специалистов значительно вырос. Компания «СИБУР», которая является одним из организаторов сессии, проявляет большой интерес к привлечению студентов старших курсов, а также выпускников школ для прохождения практики и последующего трудоустройства. «СИБУР» помогает школьникам найти применение своим знаниям и навыкам, определиться с профильным направлением в будущем.
Подготовка кадров – это важный процесс для обеих сторон. Работодатели нуждаются в компетентных и мотивированных сотрудниках, а школьники стремятся получить профессию, которая гарантирует им хорошую зарплату, стабильное рабочее место и дальнейшее развитие. Вместо традиционных дисциплин (физики, математики и химии) предлагаются более подробные и конкретные профили.
Одна из задач культурно-образовательной сессии – показать педагогам -участникам программы не только в теории, но и на практике межпредметные связи математики, физики и химии. В эти несколько дней прошли не только мастер-классы, но и практические интенсивы. Благодаря этой работе учителя в дальнейшем смогут на своих уроках использовать полученные знания и навыки, а их ученики, поступив в техникумы и колледжи, – стать квалифицированными специалистами, для которых не будет сложности в выстраивании междисциплинарных связей. «Наша первостепенная задача состоит в том, чтобы совместными усилиями вывести на новый качественный уровень развития практико-ориентированное образование и подготовить специалистов с расширенным набором знаний и компетенций», – заявил Никита Чудин.
Первый день был посвящен работе в мастерских, где наставники в разных формах продемонстрировали свой опыт и поделились наработками в интеграции трех дисциплин. Хочется особо выделить прекрасные мастер-классы. Учителя математики, физики и химии, приехавшие в Тобольск из разных уголков России, провели увлекательные занятия, в ходе которых делились знаниями, опытом, приемами работы с обучающимися и своими каждодневными открытиями в педагогике.
Михаил Гуров, учитель математики из города Ростова-на-Дону, показал красоту математики и ее практическую значимость в таких науках, как физика и химия. Как решить задачи по этим предметам, не зная формул? Секрет прост, и открыл его Михаил, еще будучи школьником, применяя знания математических закономерностей! Как, играя числами, можно убедить аудиторию в том, чего нет? Простые секреты манипуляции с таблицами, графиками, числами продемонстрировала Юлия Капалкина, учитель математики из Карачаево-Черкесской Республики. Филигранно и искусно она показала красоту математических теорий и их прикладной характер, а также то, как математический аппарат может решать разные современные жизненные задачи, как со временем меняются объект изучения математики и значимость порой фантастических проблем.
Владимир Головнер, учитель химии из Москвы, научил коллег не бояться совершать открытия. На примере проектирования нереальных технологических процессов он показал все многообразие подходов и приемов, которые помогают педагогу увлечь предметом, удивить его фундаментальностью и необходимостью в современном мире и дать инструмент развития школьнику. Это, на мой взгляд, очень важная миссия учителя! Также Владимир Нодарович продемонстрировал интересный подход к изучению единиц измерения, результатом нашей работы стала формулировка единицы измерения – 1 килограмм. А как бы вы ответили на вопрос «Что такое один килограмм?»?
Хочется отметить артистизм и харизму учителя физики из Кабардино-Балкарии Аслана Кашежева. Он с первых минут очаровал учителей и на простых исторических примерах рассказал об атоме. Мы все понимаем, что без кирпичиков нашего мироздания не будет прочного фундамента. Что такое атом в литературе, математике, истории, информатике? Никого не оставил равнодушным разговор о современных реалиях развития наук. Аслан Зарифович показал приемы работы со школьниками, инструменты вовлечения ребят в саморазвитие и самообразование! Это здорово!
Мой мастер-класс я посвятил конвергентному подходу, методам активных вопросов, показал на примере оптических явлений, что природа едина, красива и познаваема.
Завершили работу, когда солнце коснулось горизонта, но это было только начало вечернего флешмоба, который прекрасно провела Ирина Димова, президент Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года», редактор -журналист сетевого издания «Учительская газета», профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили. Особенная сценическая площадка – природная красота этих мест, малиновый закат, отражение в пруду зеленых деревьев сибирского леса, костер и прекрасная поэзия Олега Парамонова, педагога из Брянской области, «большого пеликана» страны, сторителлинг и тонкая нить исторических переплетений – все это надолго останется в памяти… Олег Геннадьевич читал, а мы восхищались проницательностью его мыслей, красотой слова и артистизмом. Стихи о маме, о родителях, прочитанные маэстро, тронули до глубины души, как и его любовная лирика – тонкая, возвышенная, романтическая. В завершение вечера мы с удовольствием ели печеную картошку, радостно общались, делились впечатлениями о проведенном дне, не стеснялись выражать свои позитивные эмоции от происходящего вокруг.
Интересным форматом проекта стали практическая часть, которая подразумевала работу учителей в группах (в каждой были учителя физики, математики, химии), и проектирование метапредметного и интегрированного урока по заданной теме (фундаментальному понятию или знаменитой фразе, цитате). Группы подошли творчески, результатом стали десять интересных моделей межпредметных занятий. Десятая группа раскрыла понятие «закон» через ассоциативный ряд и закон сохранения массы, который можно получить опытным путем, используя знания по химии, и далее использовать на уроках физики свойства аддитивности, а на уроках математики, рассчитывая плотность смеси. В качестве обобщения знаний были предложены такие задания: создание облака тегов, мемов, коллажей или кластеров.
Представляете, как было интересно наблюдать за работой команд! И темы были под стать. Например: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Д.И.Менделеев» или «Химия – это правая рука физики, математика – ее глаза. М.В.Ломоносов». Одной из групп досталось фундаментальное понятие «система», и она блестяще справилась и представила модель урока, в рамках которого рассмотрела историю создания периодической системы химических элементов, а также показала их отличие по физическим и химическим свойствам. Получилось увлекательно и занимательно. Кстати, в Тобольске есть импровизированная таблица химических элементов, а у входа в ПАО «СибурХолдинг» вы можете увидеть ячейку с элементом Cu (медь). Догадайтесь, почему она здесь? А еще мы узнали, что общего между такими, казалось бы, разными предметами, как чемодан, цветной фотоаппарат, воздушный шар и стекло.
Все выступления были на высоте. Тайминг был жестким – пять минут на презентацию и еще время на пару вопросов от экспертов. Поэтому команды максимально старались включить в свой рассказ интересную информацию. Так, одна из команд полностью посвятила свою презентацию физическим и химическим свойства полимеров, и мы узнали много нового. Другая команда ознакомила нас с интересными свойствами воды. На примере сопоставления физических и химических (опытным путем) свойств жидкой воды и неньютоновской жидкости нашли различия и общие свойства.
Интересным был урок «Изобретение». С помощью ассоциативного ряда, который включал величайшие изобретения, изменившие человечество, и великих изобретателей, команда сформулировала понятие, а затем на примерах истории развития математического счета и инструментов, помогающих этот счет осуществлять, мы сформулировали современные подходы к изобретательству. Завершающим этапом стала рефлексия. Нам был предложен ряд изобретений, которые осуществили наши соотечественники. Нужно было сопоставить авторов с их творениями. Алена Минина, учитель английского языка, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России», стала прекрасным модератором этого действа! Все прошло четко и с задоринкой!
На мой взгляд, этот формат сыграл важную роль в проекте «Умные каникулы». Во-первых, мы увидели многообразие подходов наших учителей. Во-вторых, демонстрация точек соприкосновения естественно-научных дисциплин позволяет скорректировать свою позицию в качестве учителя-предметника и реально подойти к осмыслению единой картины мироздания. В-третьих, такой формат требует выйти из зоны комфорта, перебороть себя и публично заявить о своих взглядах на современные проблемы развития науки. Очень важной составляющей стали вопросы и советы экспертов. Мне кажется, это также положительно скажется на развитии потенциальных реалий в работе педагогов.
Завершением междисциплинарного марафона стал брифинг «Тобольский меридиан – путь к новым знаниям и открытиям». Было важно услышать друг друга и определить реальные векторы стратегии развития образования. За деловой, прямой и откровенный разговор особое спасибо его участникам Яне Зубовой, и. о. главы города Тобольска, Елене Бельской, директору по взаимодействию с органами государственной власти ООО «ЗапСибНефтехим», Никите Чудину, главному редактору сетевого издания «Учительская газета», Станиславу Полякову, директору Тобольского многопрофильного техникума, Ирине Димовой, хранителю истории конкурса «Учитель года», Алене Мининой, учителю года Камчатского края, бессменному модератору и одному из организаторов проекта «Умные каникулы», Ольге Ройтблат, народному учителю России, руководителям системы образования Тобольского округа, спикерам и участникам проекта.
Особенно хочется отметить насыщенную внеучебную программу. Мы посетили смотровую площадку «СИБУРа». Поразили как масштабы производственных мощностей, так и забота об экологии и людях, живущих в городе Тобольск. Масштаб и объемы важного стратегического материала из ранее не используемых попутных газов стали для нас открытием, как и сама компания, которая является лидером не только производства полимеров, но и решения экологических, социальных, культурно-образовательных задач. Об удивительных проектах и задачах на будущее нам рассказала Елена Бельская, директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «ЗапСибНефтехим».
Вторым открытием этого проекта стал школьный музей Д.И.Менделеева, небольшой, но очень информативно насыщенный. Расположен он в здании обычной школы, на месте, где когда-то мама ученого производила стекло, в деревне, в которой родился будущий автор периодического закона. В экспозиции музея мы увидели и первый номер «Учительской газеты», который был выпущен 100 лет назад. Этот год юбилейный. Хочу отметить, что газета стала флагманом идей советского и российского образования. Директор музея Ольга Бухарова провела прекрасную экскурсию, которая была в меру эмоциональной и информативной. Мы увидели прижизненно изданную энциклопедию, в которой значилась биография гения химии и юбиляра, в этом году мы отметили 190-летие Д.И.Менделеева.
Прогулке по Тобольскому кремлю не помешал даже дождь, с нашим экскурсоводом Олегом Морозовым, интеллектуалом и активным исследователем этих мест, было интересно и познавательно.
В завершение проекта «Умные каникулы» мы получили эмоциональный и культурно-просветительский подарок. Как всегда, неотразимо и первоклассно выступил Олег Парамонов. Он связал юбилеи Ершова, Менделеева, Блока, Шукшина, Высоцкого тонкой нитью поэтического слога и своим личным отношением к этим гениальным людям. Эмоциональные качели то возносили нас к небу, то стремглав подкатывал комок к горлу и слезы наворачивались на глаза. Грандиозное выступление и премьера нового литературного мастер-класса разбавила естественно-научную палитру.
Игра «Умные киноканикулы», которую провела Юлия Капалкина, была интересна и увлекательна. Соединив психологию, групповую ответственность и предметную наполняемость, мы путешествовали по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен». Интересно подобранные вопросы и интрига, которая оставалась вплоть до последнего вопроса, не оставили никого равнодушным. Главное – Юлия научила педагогов составлять математические квесты и задачки на основе советского кинематографа.
От всей души благодарю оптимистичного и настойчивого Станислава Полякова и его дружную команду, а также музыкально одаренного журналиста и главного редактора сетевого издания «Учительская газета» Никиту Чудина за большой вклад, который он внес в разработку и организацию этого грандиозного проекта; улыбчивую и окрыленную Алену Минину за сопровождение всех его этапов, внимательность и чуткость, сопереживание и такт; друзей-«пеликанов» Олега Парамонова, Михаила Гурова, Аслана Кашежева, Владимира Головнера, Юлию Капалкину за новые идеи; замечательную и очаровательную Ирину Димову за воодушевление, за память и сохранение исторической летописи конкурсного и постконкурсного движения и великолепную Ольгу Ройтблат, которая долгие годы вдохновляет учителей!
Особая благодарность за внимание к вопросам образования и развития подрастающего поколения организаторам культурно-образовательной сессии «Умные каникулы»: ПАО «СИБУР Холдинг», правительству Тюменской области, сетевому изданию «Учительская газета», проекту «Учительская Россия», Тобольскому многопрофильному техникуму. Это так важно в современном мире – объединять усилия и организовывать подобные площадки!
Последней и не менее яркой точкой данного грандиозного события стала встреча перед посадкой в самолет в аэропорту Рощино с абсолютной победительницей конкурса педагогического мастерства «Учитель года России»-2021 Екатериной Костылевой, которая приехала повидаться с нами со своей крохой-дочкой Анечкой. Мы получили в этот момент еще одну положительную эмоцию. Нам не хотелось расставаться. Это правда!
Первый проект «Умные каникулы» завершился. Наступила пора рефлексии и анализа, коррекции и организации новой встречи. До встречи на проекте «Умные каникулы»!
Ранее своими впечатлениями от «Умных каникул» поделилась Юлия Капалкина, учитель математики, лауреат конкурса «Учитель года России – 2018», член Всероссийского экспертного педагогического совета, амбассадор Форума классных руководителей.
Фото: Владимир Попов, Умные каникулы
Комментарии