Опытные школьные учителя делились со своими коллегами уникальными практиками в ходе образовательной сессии «Умные каникулы» в Тобольске. Спикеры рассказали о своих впечатлениях от прошедшего мероприятия и отметили его особую значимость. Проект стал отличной профилактикой педагогического выгорания и мотиватором для развития в профессии.
На базе Тобольского многопрофильного техникума с 30 по 31 октября в дистанционном формате проходила образовательная сессия «Умные каникулы». Лучшие педагоги России провели для коллег лекции и мастер-классы в тобольской «Точке кипения». Своим опытом делились учителя из Москвы, Краснодарского края, Ростовской, Тюменской и Брянской областей, Республик Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария. Разработчиками образовательной сессии «Умные каникулы» стали Алена Минина и Никита Чудин. Организаторами выступили ПАО «СИБУР Холдинг», Тобольский многопрофильный техникум, проект «Учительская Россия». Информационным партнером – сетевое издание «Учительская газета».
Директор Тобольского многопрофильного техникума Станислав Поляков поделился своими впечатлениями и отметил актуальность образовательной сессии:
«В развитии любой организации есть периоды, когда коллективу необходим стартовый импульс для творческого вдохновения, сплоченности, внутренней перестройки на сверхновые стратегические вызовы в профессиональной сфере и запросы времени. Проект культурно-образовательных сессий и интеллектуальных смен с лучшими учителями России «Умные каникулы» стал своеобразным глотком свежего воздуха в инновационном этапе структурных и смысловых преобразований Тобольского многопрофильного техникума. Я очень благодарен, что в команду профессионалов, которые могут покорить абсолютно любые и даже порой недосягаемые вершины, вошли и поддержали ее наши друзья, коллеги, партнеры: «Учительская Россия», СИБУР Холдинг, Правительство Тюменской области, Администрация Тобольска и Тобольский район. Алена и Никита – организаторы и вдохновители «Умных каникул», за это время стали для нас настоящей семьей! Моя жена и дочь всегда с нетерпением ждут новый образовательный интенсив со спикерами, потому что амбассадоры проекта показывают не только как стать счастливым педагогом, как напитать урок увлекательными и полезными методическими находками, но и как «с умом» провести выходные с членами семьи, куда в летние каникулы отправиться в поход с палатками или в какие игры поиграть долгими зимними вечерами. «Умные каникулы» – это не столько про профессию. Это еще и про умение находить радость и вдохновение в каждом мгновении!»
Главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Чудин отметил, что «Умные каникулы» призваны влюбить в будущие профессии молодое поколение. В построении правильного вектора развития и выбора профессионального пути для каждого ученика важнейшую роль играет учитель. Именно поэтому подобные мероприятия имеют, по словам Никиты Викторовича, огромное значение. Работодатели нуждаются в компетентных и мотивированных сотрудниках, а школьники стремятся получить профессию, которая гарантирует им хорошую зарплату, стабильное рабочее место и дальнейшее развитие.
Сессия показала педагогам-участникам, как различные образовательные программы работают не только в теории, но и на практике. «Благодаря этой работе учителя в дальнейшем смогут на своих уроках использовать полученные знания и навыки, а их ученики, поступив в техникумы и колледжи, стать квалифицированными специалистами», – сказал главный редактор сетевого издания «Учительская газета», основатель проекта «Учительская Россия» Никита Чудин. Лекции и мастер-классы были посвящены самой разной тематике: речь шла как о преподавании конкретных профессиональных компетенций, так и о психологических аспектах взаимодействия педагога с учениками. Например, в ходе своего мастер-класса «На задней парте» лауреат конкурса «Учитель года России – 2018», член Всероссийского экспертного педагогического совета, амбассадор Форума классных руководителей Юлия Капалкина сумела сломать «беспочвенные стереотипы». О своем участии в образовательной сессии она рассказала:
«Одним из самых удивительных приключений этого лета для меня стало участие в проекте «Умные каникулы» в Тобольске, а самым ожидаемым подарком осени – его продолжение, пусть и в онлайн-формате. Моему участию не помешало даже то, что географически я находилась даже за пределами России, на педагогическом форуме в Узбекистане. Это явное преимущество подобного формата. Безусловно, каждый раз я учусь у моих коллег-спикеров, открывая их снова и снова заново и как талантливых педагогов, и как замечательных людей. Отдельная благодарность – самой отзывчивой аудитории, чью энергетику я ощущала сквозь расстояния и границы. Было радостно вновь вернуться в стены ставшего родным ТМТ, увидеть изменения за прошедшее время и осознать, что хочется вернуться по-настоящему. Спасибо за встречу организаторам этого уникального проекта, надеюсь, что его география будет только расширяться».
Учитель физики и астрономии, Заслуженный учитель Кубани, победитель конкурса «Учитель года Краснодарского края – 2000», почетный Наставник РФ Андрей Семке дал мастер-класс под названием «Задача? Задача! На примерах конвергентного подхода в преподавании». Участники мастер-класса развивали способность предвидения и учились выстраивать четкую логику решений. Андрей Семке подчеркнул значимость подобных педагогических мероприятий: «Проект «Умные каникулы» объединяет начинающих педагогов и тех, кто уже съел в школе пуд соли, школьных учителей, и тех, кто обучает и воспитывает выпускников в стенах СПО, ищущих новых идей и тех, кто готов этими изюминками поделиться! Даже на большом расстоянии чувствуется энергетика слушателей и их непосредственное участие в процессе! Если в летней сессии я уделил внимание общим принципам конвергентного подхода в преподавании предмета, то осеннюю сессию посвятил одному из самых сложных вопросов – правильному пониманию, для чего школьникам нужны задачи! Важно!!!
Нужны ли ученикам задачи из современных сборников, какую цель они преследуют, имеются ли среди этих задач уникальные, обучающие применению законов физики в реальной жизни, проектные и практикоориентированные, сочетаемые с тем, что видит ребенок в быту, жизни, в технике, чем удивляет его природа. Увы, современные задачники изобилуют типовыми, ненужными для жизни заданиями! На практическом опыте педагоги увидели, как можно, используя нестандартный подход, уникальный конвергентный материал, создать обучающую атмосферу на уроке, полезную и нужную, сочетаемую с жизненным опытом и имеющую практическую значимость. Благодарен всем коллегам за отличные эмоции и позитивные отзывы! Особенно приятно то, что материал оказался востребованным», – сказал Андрей Семке.
Во второй день образовательной сессии «Умные каникулы» кандидат физико-математических наук, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020», победитель конкурса учителей математики Юга России – 2020 и 2022, многократный призер федеральных конкурсов и олимпиад для учителей предметников, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО (2020), учитель математики школы № 22 города Ростова-на-Дону Михаил Гуров провел мастер-класс «От идеи к открытию: маленькие шаги к большой цели». Делясь своими впечатлениями по окончании образовательной сессии, Михаил Гуров отметил заинтересованность коллег вопросами за рамками тем школьной программы, значимость исследовательской деятельности школьников: «В этот раз, на «Умных каникулах» в Тобольске я представил серьезный профессиональный мастер-класс, затрагивающий научные исследования в школе. Рассказал о своем опыте, о том, как мой ученик однажды вышел на мировой уровень при изучении систем касающихся окружностей. На самом деле, этот мастер-класс я даю достаточно редко и только в аудитории, готовой серьезно поговорить о математике. Так вот, наша аудитория в Тобольске не просто слушала, а решала вместе со мной, проходя весь путь решения очень сложной задачи. Заинтересованность коллег приятно удивила меня, несмотря на то, что предлагаемая тематика вышла из сферы изучаемых в школе тем. В конце мастер-класса я рассказал о перспективах продолжения наших исследований в надежде, что кто-то из коллег-математиков заинтересуется затронутыми проблемами, продолжит исследования моих учеников и сумеет получить новые результаты».
Доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета (Краснодар), доцент кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета (Москва), кандидат психологических наук, психолог, супервизор и эксперт Ирина Колиниченко выступила с лекцией «Профессиональное выгорание». Педагог обратила внимание на необходимость регулярного проведения таких образовательных сессий, как «Умные каникулы»: «Спасибо организаторам за идею собрать на каникулах грамотную аудиторию, готовую услышать все лучшее от умных спикеров на «Умных каникулах». Что может быть лучше, чем с пользой для каждого провести время? Невероятно полезно было послушать коллег, напитаться их умностями, хорошей атмосферой Каникул и великолепной подачей материала. Хорошо бы повторять такие каникулы хотя бы раз в полгода. Предлагаю добавить групповые психологические и педагогические консультации с ответами на живые вопросы».
Заместитель директора гимназии № 16 города Тюмени, руководитель центра научного творчества и робототехники «ФабЛаб» Тюменского государственного университета, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021», победитель Всероссийского педагогического конкурса в номинации «Педагогический проект», победитель Всероссийского конкурса дидактических и методических разработок «Современный педагог», эксперт региональной предметной комиссии по проверке ОГЭ и ЕГЭ по физике Екатерина Костылева провела мастер-класс «Карта знаний ребенка». Екатерина Костылева – не только «Учитель года России – 2021», но и лучший картограф знаний в Тюменской области. Об уникальности проекта «Умные каникулы» она сказала: «Умные каникулы – это уникальный проект, который дает возможность познакомиться с различными педагогическими практиками, методиками и открытиями, как слушателям, так и спикерам. А также дает возможность пообщаться с педагогами, которые неравнодушно подходят к делу образования и находятся в творческом поиске новых идей и подходов. Возможность подзарядиться, чтобы дальше вернуться к работе с новыми идеями».
Своими идеями, опытом и открытиями с участниками образовательной сессии также поделился кандидат исторических наук, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Андрей Иоффе – он выступил с лекцией «Как приготовить вкусное и полезное занятие? Открытый рецепт универсального подхода к проектированию занятия».
Кандидат физико-математических наук, победитель первого сезона телепроекта «Классная тема!», учитель физики и астрономии из Кабардино-Балкарской Республики Аслан Кашежев рассказал об особом подходе к каждому на своем мастер-классе «Подберем очки? Или я тебя хорошо вижу».
Учитель химии, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, член Президиума Общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, победитель Московского конкурса «Учитель года – 1997» Владимир Головнер рассказал о практической значимости «Умных каникул» для педагогов:
«Важным акцентом летней и осенней сессии проекта «Умные каникулы» стала его междисциплинарность. Образовательная сессия объединила в одной аудитории педагогов, преподающих математику, физику и химию, а потому перед каждым из спикеров встала задача найти в своем педагогическом опыте те элементы, которые ярко показывают взаимосвязанность этих предметов.
На самом деле такая взаимосвязь присутствует в практике преподавания естественным образом, потому что химия опирается на фундаментальные законы физики, физика постоянно работает с химическими материалами, а математика дает аппарат для описания закономерностей обеих естественных наук. Кроме того, все три дисциплины опираются на сходный понятийный аппарат и используют как базовый инструмент логику. Однако в школе все три предмета преподаются как самостоятельные науки и, что очень важно, в разных кабинетах, что создает у школьников ощущение обособленности этих дисциплин. Во время «Умных каникул» мы делились опытом преодоления этой обособленности, и я благодарен своим коллегам-спикерам и слушателям проекта за вдохновляющие примеры межпредметной интеграции, которые нам удалось обсудить.
Одним из таких примеров стал межпредметный полевой практикум, опытом проведения которого мне удалось поделиться на осенней сессии «Умных каникул». Важная особенность этой методической разработки – ее практикоориентированность. Прикладные научные задачи решаются учащимися прямо на местности, в полевых условиях, причем по отношению к конкретным объектам живой и неживой природы на территории проведения практикума. Для этого привлекаются знания, полученные в школьных курсах естественных наук, математический аппарат, а также инструменты полевых лабораторий. Причем учебные задачи практикума специально построены так, что требуют для их решения интеграции знаний и умений, приобретенных в курсах физики, химии и математики, а результаты проведенных исследований имеют практическую значимость для хозяйственной деятельности человека. Очень рад, что представленный материал вызвал живой отклик слушателей. В свою очередь, для меня было важно познакомиться с опытом коллег, который мотивирует на дальнейшие творческие разработки. С нетерпением ждем продолжения «Умных каникул», ведь каникулы завершают каждую учебную четверть!»
Старший методист Тобольского многопрофильного техникума, модератор и соорганизатор сессии Наталья Куппель поделилась впечатлениями от прошедшей сессии: «Так совпало, что новый этап в моей профессиональной деятельности начался со старта в проекте «Умные каникулы». Стать членом команды Тобольского многопрофильного техникума и бренда «Умные каникулы» — это настоящий подарок судьбы! Каждый раз, когда на образовательных сменах видишь счастливые глаза педагогов и «диалоги на равных» простых учителей с лучшими педагогами со всех уголков необъятной родины, получаешь невероятное удовольствие от выбора профессионального пути и возможности соприкоснуться с опытом конкурсного движения «Учитель года». Организаторы проекта всегда получают искреннюю обратную связь от участников бренд-смен: «Это лучшее, что можно организовать и создать для развития и прокачки педагогов, титанический труд всей команды, бесценный опыт для учителей, особенно из сельских отдаленных территорий!»
Умные осенние каникулы в Тобольске прошли на одном дыхании. Михаил Гуров в ходе мастер-класса подарил коллегам стартовые данные будущих научных исследований. Кто сказал, что в математике нет места новым нобелевским открытиям? Участников Умных каникул не испугаешь бездоказательными теоремами! Аслан Кашежев влюбил своим трепетным отношением учителя-физика к красоте культуры Кабардино-Балкарии и сохранения языковой уникальности родной речи. Юлия Капалкина на «Умных каникулах» предстала непревзойденным стратегом математического боя. Все ходы уже давно рассчитаны и впереди только абсолютная победа! Андрей Иоффе представил массу новых рецептурных ингредиентов для создания урока, поразив наши педагогические и интеллектуальные вкусовые рецепторы. Владимир Головнер позвал участников на летних каникулах совершить масштабное исследование уникальной абхазской природы. Это отличная возможность продемонстрировать и применить в жизни полученные в школе знания. Андрей Семке совместно с обучающимися может быстро решить любую задачу по физике или астрономии с точки зрения конвергентного подхода или развития дивергентного мышления. Творческому подходу в решении задач, нестандартным рассуждениям, поиску необычных решений и игнорированию известных алгоритмов и шаблонов всегда есть место и в науке. Екатерина Костылева продемонстрировала коллегам простые алгоритмы картирования знаний обучающихся, вдохновила учителей на интересные педагогические эксперименты. Пусть культурно-образовательный проект «Умные каникулы» продолжает ярко гореть на небосклоне российского образования и освещать путь новым педагогическим звездочкам!»
В ходе образовательной сессии 50 педагогов физики, химии и математики с головой ушли в уникальные форматы интеллектуальной смены «Умных каникул». Как утверждают в Тобольском многопрофильном техникуме, проект является своеобразной комплексной мерой профилактики «педагогического выгорания», он позволяет сформировать профессионально устойчивую позицию. Для плодотворного профессионального развития даже учителям «точных наук» необходимы подобные форматы взаимообогащающего диалога. В учебном заведении выразили особую благодарность организаторам проекта: директору по развитию сетевого издания «Учительская Россия», лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020», лауреату Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2018», финалисту проекта «Флагманы образования» Алене Мининой и главному редактору сетевого издания «Учительская газета», основателю проекта «Учительская Россия» Никите Чудину.
Комментарии