Несколько лет назад модный писатель Борис Акунин выпустил в свет свой первый роман «Азазель». В седьмой главе, «в которой утверждается, что педагогика – главнейшая из наук», расследование загадочного преступления приводит юного сыщика Эраста Фандорина в частную школу некой леди Эстер. За чашкой чая дама объясняет своему нежданному гостю, что каждый ребенок – тайник, в котором непременно сокрыт некий талант. И все что нужно учителю – подобрать шифр к замку и выпустить великий дар, до поры до времени дремлющий в каждом из нас, на свет божий. Литературная история вспомнилась мне, когда знакомилась с Ириной ДЕНИСОВОЙ, заведующей димитровградским центром развития ребенка – детским садом №8 «Рябинушка».
Сравнение Ирины Александровны с героиней пусть блистательного, но все же детектива – это, конечно же, шутка. Простительная вольность, которую можно себе позволить, чтобы начать разговор о вещах по-настоящему серьезных – об экспериментальной работе «Рябинушки», о затеянном здесь исследовании «Дошкольное образовательное учреждение как центр выявления и развития одаренных детей в микрорайоне».
Для начала команда детского сада проштудировала гору книг отечественных и зарубежных педагогов-психологов. Искали методики «вычисления» одаренности, для того чтобы, перенеся их на родную почву, адаптировав к местным условиям и менталитету, примерить на собственных питомцев. Шли на ощупь, больше прислушиваясь к интуиции: талант не картошка, его килограммами не меряют. Требовалось составить множество тестов – ведь тот, кто не проявит себя в музыке или хореографии, вполне может блеснуть в логике или воссиять в изобразительном искусстве. К счастью, в своих поисках сотрудники «Рябинушки» были не одиноки: Маргарита Ковардакова, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Ульяновского государственного университета, всегда была рядом, согласившись взять на себя непростые обязанности научного руководителя проекта.
В начале каждого учебного года воспитатель и педагог-психолог устраивают старшим ребятам, тем, кому грядущей осенью отправляться в первый класс, настоящий экзамен по нескольким дисциплинам. Как золотоискатели, часами промывающие ледяную воду в поисках драгоценных крупиц, задают они детям вопрос за вопросом в надежде найти одного, двоих, троих с повышенным уровнем способностей. Как правило, малыши показывают средний уровень – и это замечательно. Истинные гении рождаются раз в столетие, а из средних способностей со временем и при желании можно выпестовать настоящий талант.
– Когда мы провели первую диагностику, я поехала в Ульяновск к нашему научному руководителю, – вспоминает Ирина Александровна. – И печально, чуть ли не со слезами говорю ей, что так, мол, и так, среди наших ребятишек всего двое с высоким уровнем творческих способностей, тех, кто на самом деле мыслит нестандартно. Маргарита Анатольевна так странно на меня посмотрела, а потом и спрашивает: «Сколько детей протестировали?» «Двести», – отвечаю. «В таком случае двое – это очень, очень много!» – воскликнула она.
Обнаружить в ребенке «гены одаренности» – это полдела. Куда сложнее их взрастить далее, развить. Для каждого типа способностей в «Рябинушке» своя система занятий. Для самых ярких – одна программа, для тех, кому надо подтянуться, – другая, для третьих ребят, по каким-то причинам показавших не самые блестящие результаты, разработаны специальные коррекционные игры и задания.
Кто знает, а вдруг получится разбудить доселе спящий нерв, этот сон клеточек, которым, может, всего-то и нужно, что грамотный толчок? И правда, частенько срабатывает: если посмотреть на результаты диагностики в начале и в конце года, становится понятно, насколько дети за это время меняются. Несмотря на то, что одаренность – главный ингредиент педагогической методики, само это слово здесь стараются лишний раз не произносить, считая, что оно слишком затерто. Воспитателям вполне достаточно, что их питомцы легко поступают в лучшую школу Димитровграда – городскую гимназию или с удовольствием занимаются в художественной и музыкальной школах.
Визитная карточка «Рябинушки» – собственный театр. К Новому году и ко Дню театра каждая группа готовит собственную постановку – драматическую или кукольную. Ведь для того чтобы играть на сцене, никакие диагностические тесты в столь нежном возрасте еще не нужны.
Ближайший друг «Рябинушки» и по-хорошему – главный ее конкурент за звание «элитного» детского сада – Центр развития ребенка. Детский сад №57 «Ладушка» уже второй год подряд удерживает первое место в городском конкурсе. Заведующая «Ладушкой» Татьяна МАЛАФЕЕВА, придерживаясь старой, веками проверенной истины, что лишь в здоровом теле здоровый дух, превратила этот дом в настоящий санаторий. И весь уклад жизни подчинила одной-единственной цели: выпустить в большой мир сильных, окрепших детей. Вне зависимости от того, какими они к ней попали. А попадают сюда, увы, далеко не богатыри. Причем в последнее время к традиционным аллергиям, сколиозам и хроническим ОРЗ стали добавляться совсем уж взрослые «болячки» – почки, сердце, желудочно-кишечный тракт. На борьбу с недугами встает отряд врачей, медсестер, логопедов, психологов и инструкторов ЛФК. Вооружение достойное – тут и огромный спортивный зал, и детские тренажеры, и бассейн, а еще массажный и физиотерапевтический кабинеты, ингаляторий, контрастный душ, кислородные ванны, фитобар и даже продуманная диетическая кухня. Все, как в хорошей поликлинике. Только еще лучше…
Почти половину «битв» коллектив «Ладушки» выигрывает: после нескольких лет такой усиленной профилактики 40% детей снимают с диспансерного учета, и практически все ребята забывают об изнурявших их прежде простудах.
– У некоторых малышей расшатана нервная система – отсюда многие болезни, – вздыхает Татьяна Михайловна. – А все оттого, что родители недостаточно занимаются собственными детьми, они работают в двух-трех местах, оставляя воспитание своих чад на откуп телевизору и компьютеру. Да что уж там, они порой и накормить-то их толком не могут. Все на бегу, впопыхах. В бутербродах и пельменях много ли здоровья? Мы специально провели небольшое исследование: из ста детей нормально воспитываются в семье лишь 20. Ну, скажите, куда это годится?
Потому и родилась в «Ладушке» замечательная идея – еженедельно проводить в своих стенах психологическую гостиную. Воспитатели терпеливо объясняют молодым родителям, как и чем можно заниматься с детьми, вместо того чтобы в тысячный раз усаживать их перед экраном телевизора. Эти встречи очень популярны. Мамы и папы и рады были бы приходить на них почаще.
Уже несколько лет подряд и у Ирины Александровны, и у Татьяны Михайловны остается куда больше времени на истинное творчество, ведь львиную часть хозяйственных забот с них сняли шефы. Нынче губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в ту пору был еще мэром Димитровграда, тогда он за каждым детским садом закрепил шефа – муниципальное предприятие или «высокого» чиновника. «Рябинушке» достались глава местного БТИ и сотрудница городской администрации, а «Ладушке» – «Городские электросети». С тех пор Татьяна Михайловна забыла о многих проблемах. Где что вышло из строя – достаточно поднять телефонную трубку – и вскоре ремонтная бригада уже на месте. Ирина Александровна тоже на своих шефов не нарадуется: в их руках мощный административный ресурс, они всегда могут договориться с нужными людьми, и вот уже к территории «Рябинушки» подъезжает грузовик со свежим песком или рассадой. Дети в свою очередь трогательно и нежно поздравляют взрослых друзей со всеми праздниками, устраивают для них концерты с песнями и танцами.
Продолжил эту традицию нынешний глава Димитровграда Александр Молочков. С каждым руководителем ДОУ и шефом подписаны соглашения с целью развития системы социального партнерства. А Морозов, став губернатором области, о своем димитровградском «ноу-хау» не забыл – вовсю внедряет его по области, пытаясь доказать излишне строптивым промышленникам, что в будущем умные и здоровые дети к ним же и придут работать…
Комментарии