Начитавшись о ситуации с образованием в Интернете, на форумах, блогах, официальных новостных сайтах, я поняла одно: недовольны все участники традиционной триады «учителя – ученики – родители». Как-то классифицировать это недовольство сложно, но попытаться можно, хотя непредсказуемые перемены, новые указы и ограничения падают на людей ежедневно. Притом конкретных предложений о том, как справляться, по-прежнему не видно. Нет и существенной детали об оплате непомерного, неожиданного, нерегламентированного дополнительного труда педагогов.
Вот что оказалось на первом месте и беспокоит всех взрослых: дистанционное обучение предполагает прежде всего присутствие у экрана целыми днями. Все переведенные на дистант дети обязаны проводить за компьютером 6‑7 урочных часов. Плюс немереное количество времени для выполнения домашних заданий, контрольных и проверочных работ, их загрузки, не говоря уж о том, что многие классы должны каким-то образом фотографировать рукописные тетрадки, сгружать фотографии на указанный сайт или платформу, после чего учителя должны непонятно как разбирать написанное.
Вопрос: куда делись СанПиНы, ясно диктующие пребывание ребенка за компьютером в течение 15‑30 минут в день, а никак не 12 часов? Уже сейчас многие дети жалуются на проблемы со зрением, со спиной и… да, с дыханием.
Лирическое отступление из личного опыта. Когда мне было 11 лет, у меня началась зимняя аллергия. Врачи не знали, что делать, и нашли простой выход: до конца обучения в школе у меня было свободное посещение, то есть вторую и третью четверти я проводила дома, училась самостоятельно. Учителя домой не приходили, раз в месяц подружки забирали мои тетрадки, относили в школу. Я занималась по расписанию, составленному моим отцом: день – русский и литература, день – физика и математика и так далее по мере прибавления предметов. Проходила целиком весь учебник по каждому предмету, ничего не пропуская. В классе присутствовала сентябрь и май. Школу окончила успешно, лучшая ученица выпуска. Мой вопрос, он же ответ на бесчисленные указания, разработки платформ, не всегда понятные, а часто взаимоисключающие указы свыше: а куда делись учебники?
Любому разумному человеку и тем более преподавателю понятно: нельзя механически перенести весь учебный план в дистант и пытаться вести уроки «как обычно». Значит, нужно изменить планы, оставить самое необходимое, посильное. Рассказывая знакомым старшеклассникам о собственном далеком опыте «дистанционного обучения», я ответила на вопросы о том, как выработать самодисциплину. А затем стала получать от школьников интересные отзывы: вместо того чтобы весь день сидеть за компьютером, многие взялись за учебники, и дело идет. Чего не смогли понять – задали вопросы учителю, а иногда просто разбираются вместе с друзьями. Спокойно выполняют домашние задания, отсылают на проверку.
Каково мнение учителей? Вот одно из заявлений Профсоюза работников образования: «Российское образование не готово к переходу на дистанционное обучение в массовом порядке».
Проблему качества знаний предполагать можно было. А вот об отсутствии технических средств, дефиците методик преподавания, невозможности освоения этих методик учителями за считаные дни в ситуации сильного стресса и высокой заболеваемости никто не подумал. По щелчку пальцев «дистанционка» должна была случиться сама собой. Ситуация усложнилась и нехваткой учителей, и высокой нагрузкой уже имеющихся педагогов.
Приведу «удачный» расклад. Современная учительница из глубинки, нагрузка 30 часов в неделю, иначе при низкой заработной плате не прожить. По счастью, она ведет те классы, которые ходят в школу, однако ее обязали вести второй иностранный язык несколько часов в неделю дистанционно. Кроме того, министерство озвучило замечательную идею: вести очные занятия с теми, кто пришел, а потом дистанционные с теми, кто по разным причинам не пришел. То есть вести иной раз вдвое больше часов. Что делать тем учителям, кто ведет уроки очно с 1‑го по 5‑й класс, а потом должен вести уроки заочно с 6‑го по 11‑й класс? Либо день и ночь быть в школе, забыв про собственную семью, либо день и ночь проводить за компьютером дома. Расходы на аппаратуру, на потребляемое электричество, без которого, не поверите, ни один прибор не работает, платить за высокий трафик без малейшей компенсации… А если платформа не работает, Zoom зависает, ученики не укладываются в отведенное время? Родители шестиклассников единогласно сходятся во мнении, что дети не справляются самостоятельно со всеми требованиями, значит, дома должен быть взрослый, помогающий им, следящий за тем, чтобы они посещали виртуальные уроки. А кто же будет работать, кормить семью? В недавнем интервью прозвучал ответ на родительские вопросы, его дал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук: «Возможно семейное обучение. Родители сами отвечают…» О каком качестве тут можно говорить?
А по мнению Минпросвещения, мер, принимаемых в школах для профилактики распространения вирусов, на данный момент достаточно, и это может остановить негативное развитие эпидемиологической ситуации. В оперативно подготовленных ведомством документах сказано: дистанционное обучение не должно увеличить количество работы для учителей, школьников и их родителей. И чтобы обучение происходило максимально эффективно, следует пользоваться образовательными онлайн-платформами, созданными для взаимодействия учителей и школьников. При этом контактировать учитель и школьник должны как можно меньше, школьник обязан обучаться самостоятельно. А вся деятельность педагога должна свестись к пересылке заданий и их проверке.
На самом же деле учителя утверждают обратное: их нагрузка в связи с подготовкой к урокам, освоением новых платформ, постоянно растущими требованиями и ненужной бюрократической работой увеличилась в 2‑3 раза. Основное беспокойство вызывает непредсказуемость действий чиновников, например, с начала второй четверти внезапно перевели с электронной школы на электронный журнал, приходится осваивать все одновременно. Но это относится лишь к тем учебным заведениям, где имеются оборудование и подключение к Интернету. Плюс в коллективе должно быть достаточно обученных учителей. Что делает старшее поколение? Если они не имеют техники и не обучены новым методикам, зачастую… ничего. При общей нехватке учителей по стране сложно ожидать, что ситуация волшебным образом изменится. В сельской местности переход на дистанционное обучение попросту невозможен из-за отсутствия техники и владеющих всеми современными навыками педагогов.
Напоследок еще одна грустная история.
Директор одной из местных школ поделилась новостями. Да, к ним теперь приходят только ученики с 1‑го по 5‑й класс. Начальство выразило мнение: в такой ситуации легко разделить классы на группы и рассадить их по пустующим кабинетам на требуемом расстоянии. Но у нее, как у многих, не хватает учителей начальной школы, поэтому в двух классах уроки ведут те, кто сейчас свободен и согласен взять двойную нагрузку. «Скоро спустят указание клонировать учителей, ведь нельзя рассадить детей маленькими группами по кабинетам и оставить их без присмотра», – без тени улыбки говорит директор.
Интересно, что думает об этом министерство?
Нина КОПТЮГ, Новосибирская область
Комментарии