search
main
0

Умножение на два с минусовым эффектом. Московские педагоги против увеличения зарплаты учителям иностранного языка

Повышение зарплаты педагогам, как ни странно, вызвало неоднозначное отношение в педагогических коллективах. Почему? Об этом довольно подробно и обстоятельно написала в своем письме в редакцию «УГ-Москва» завуч школы №1158 (ЮАО) Ольга Богданова. Письмо подписали более 100 учителей школы (среди них – 17 учителей иностранного языка).

Принятое решение об увеличении в 2 раза заработной платы только учителям иностранного языка является непродуманным, необоснованным, так как порождает антагонизм между сотрудниками образовательных учреждений, нарушает сложившуюся годами систему стимулирования и поощрения работников образования.

Аналогичное решение было принято несколько лет назад в области здравоохранения (о значительном повышении заработной платы врачам-терапевтам). Оно привело ко многим недоразумениям, при которых высококвалифицированные специалисты в каких-то узких областях медицины вынуждены были переквалифицироваться в «терапевты».

Сложившаяся система стимулирования и поощрения работников образования основывалась на таких показателях, как:

стаж работника;

квалификация (квалификационная категория);

участие в методической работе, профессиональных конкурсах, экспериментальной, инновационной деятельности;

преподавание в лицейских, гимназических классах, в классах с углубленным изучением предмета;

повышение по службе (карьерный рост): учитель – учитель-методист, завуч, директор и т.д.;

заведование кабинетом;

классное руководство;

наличие отраслевых наград и званий и т.д.

Нельзя все это перечеркнуть одним росчерком пера и установить ведущим принципом повышения заработной платы в 2 раза принадлежность к преподаванию одного из предметов (иностранного языка).

Почему и кто решил, что этот предмет самый главный в образовании и именно преподаватели этого предмета должны быть самыми высокооплачиваемыми? А родной русский язык, тем более в объявленный В.В.Путиным Год русского языка и при условии обязательного ЕГЭ по этому предмету? А царица наук математика, которая, как известно, «ум в порядок приводит» и по которой также проводится обязательный с этого года ЕГЭ? А все другие предметы!

Чем провинились наши замечательные физики, воспитавшие не одно поколение знаменитых ученых, или химики, или биологи, или учителя новейших информационных технологий, лишенные 12-процентной надбавки за вредность многочасовой работы с компьютером, или учителя физической культуры? Разве здоровье молодого поколения менее значимо для Родины?

А географы, учителя экономики? География страны и всего мирового сообщества перекроена, а экономика меняется не по дням, а по часам! Правда, несколько лет назад экономику поставили чуть ли не во главу школьного образования, сегодня же она вычеркнута из числа обязательных для изучения в школе предметов! А школьные историки, которые вынуждены последние десятилетия учить детей при отсутствии качественных учебников и выступать для нашей молодежи в роли первых и, пожалуй, единственных идеологов страны, в которой эта идеология еще не выстроена?

А учителя трудового обучения? (Например, такого предмета, крайне необходимого для будущих «хозяюшек», мам, как «домоводство».) А канувшие в Лету учителя технического труда? Их уже давно нет во многих школах. И это понятно, так как чтобы растить «настоящих мужчин», «с руками», надо самому получать достойную заработную плату, обеспечивающую благосостояние семьи. Ведь репетиторство по таким предметам не предусмотрено, это ведь не иностранный язык и не математика. А родители этот предмет «заказывают», он востребован!

А учителя цикла «Искусство» (изобразительного, музыки), дающие знания мировой художественной культуры? Талантами и знаниями в этой области всегда славилась Земля Русская! А учителя начальных классов, от которых зависит успешность всего дальнейшего обучения ребенка, зависит все?

Трудно выделить среди всех традиционных предметов российских школ наиболее значимые. Все важны, все нужны для гармоничного развития ребенка, гражданина России.

В приложении к постановлению Правительства Москвы записано, что повышение в 2 раза размера ставки (оклада) ЕТС учителям иностранного языка образовательных учреждений системы Департамента образования производится «в целях закрепления педагогических кадров». Проблема старения педагогических коллективов стоит действительно остро, практически отсутствует приток молодых специалистов, но не только по иностранному языку, а по всем предметам, в школах почти нет учителей-мужчин. Никому в голову не пришла мысль увеличения зарплаты в 2 раза по половому признаку? Звучит абсурдно? Но пришла же мысль увеличения заработной платы по возрастному признаку. Только не с увеличением стажа, а, наоборот, при полном его отсутствии! Молодым специалистам в течение первых трех лет работы «в целях укрепления кадрового состава педагогических работников» производится доплата 40-50% ставки (оклада) ЕТС. Таким образом, их зарплата в течение первых 3 лет превышает зарплату умудренного опытом учителя высшей квалификационной категории, выступающего в роли наставника (причем наставничество в нашей профессии не оплачивается). Но через 3 года молодого специалиста постигнет тяжелая участь старших коллег. Может быть, лучше «в целях укрепления (а точнее, «невымирания»!) педагогического состава предоставить не только молодому работнику достойную заработную плату, а прежде всего (и значительно более достойную) его опытным коллегам? И тогда молодой специалист будет знать, что и его когда-то «не выбросят» за ненадобностью в предпенсионный период, что и у него с каждым годом работы в школе будет повышаться заработная плата, затем будет достойная пенсия. Вот тогда он будет работать в школе не только первые 3 года, а останется в ней навсегда.

Есть в школе такие обязанности, как классное руководство, заведование учебным кабинетом. Оплата за них мизерная. Примерно 1500 – 2000 рублей! Это, конечно, оплата, несоизмеримая с трудозатратами! При повышении в 2 раза размера ставки учителям иностранного языка исполнение ими тех же обязанностей по проверке тетрадей, классному руководству или заведованию учебным кабинетом, что и другими учителями, по тем же должностным инструкциям, оплачивается в 2 раза больше. На каком основании? Почему? Как объяснить все это тем учителям, которые за такой же труд получат зарплату в 2 раза меньшую? И как объяснить им тот факт, что и доплаты за отраслевые награды («Отличник просвещения РФ», «Почетный работник общего образования РФ», «Заслуженный учитель РФ») у них тоже в 2 раза ниже, чем у коллег – преподавателей иностранного языка?

В течение нескольких лет при таком избирательном стимулировании резко может снизиться интерес к повышению квалификации, участию в методической, инновационной, экспериментальной работе, профессиональных конкурсах, получению отраслевых наград и званий, так как доплаты за эти виды деятельности весьма незначительны особенно относительно тех, что введены сейчас по признаку преподавания отдельного предмета.

Кстати, стать заслуженным, тем более народным, учителю во сто крат сложнее, чем популярному артисту нашумевшего телесериала. Даже если учителю присущ необыкновенный артистизм! К сожалению, со времен фильма «Доживем до понедельника» много воды утекло, и теперь на телеэкранах большей популярностью пользуются не фильмы о Сухомлинском, Амонашвили или Шаталове, а другие телепередачи «о поборах в школе», «об учителях – педофилах», «о суде над директором школы» и так далее. Но это уже другая наболевшая тема. И все же если школа с большим количеством учащихся, а значит, и большим педагогическим коллективом, школа «продвинутая», «успешная», если в ней действительно много претендентов на отраслевые награды, то почему для этой школы хотя бы в процентном отношении к количеству сотрудников не увеличить «квоту» для представления к награждению? А такая «квота» существует! На грамоту министерства или «Почетного» – не более двух и то через год, на «Заслуженного» – в порядке исключения. А если много номинантов и все они одного возраста? В нашу школу все пришли 30-летними, ей исполнилось 20, а нам уже по 50! Достойных много, награжденных «Грантами мэра», «Грантами президента», но при такой «квоте» наградить всех достойных до исполнения 70 лет не удастся. А ведь есть еще и возрастной ценз. (Сначала очередь не подошла, а потом уже поздно стало.)

Тяжелый труд классного руководителя, который оценивается суммой 2641 руб. в месяц (и это для учителя высшей квалификационной категории!), вряд ли привлечет в школу новые педагогические кадры! И те, кто практически на одном энтузиазме из чувства долга и любви к своей профессии сейчас ею занимается, особенно нуждаются в материальной поддержке государства, и не завтра, а именно сегодня!

Да, в Москве повышена зарплата учителям. Спасибо Правительству Москвы и Ю.М.Лужкову. Правда, повышение почти полностью поглотили инфляция, рост цен, дороговизна московской жизни, но все же хоть в какой-то степени оно поможет нашим московским учителям как-то свести концы с концами и просто выжить.

Но нас беспокоит то, что сейчас Правительство Москвы выделило средства на финансирование повышения заработной платы работникам образования (в частности, в 2 раза учителям иностранного языка). А что будет после 1 января 2008 года, когда заработает реально «подушевое» финансирование ОУ? Оно рассчитывалось без учета принятия каких-то решений Правительством Москвы. Образовательные учреждения будут вынуждены обходиться лишь своими средствами в пределах выделенного фонда. Возникают вопросы: какие права при распределении доходов участников образовательного процесса отводятся самому образовательному учреждению, вправе ли кто-то извне навязывать необоснованную, не проверенную временем систему стимулирования и поощрения сотрудников данного учреждении, какая роль отводится управляющему совету, директору школы, профсоюзному комитету? Вопросы, вопросы… Очень хотелось бы получить на них ответы.

Кстати, при повышении заработной платы учителям иностранного языка с 1 сентября этого года было урезано финансирование классов с углубленным изучением этого предмета (на 4 часа!). Причем по умолчанию! В таких классах практически все часы сверх базисного учебного плана отданы на преподавание иностранных языков по углубленным программам, а пострадали опять-таки учителя других предметов, потому что почти не осталось часов для дополнительных занятий «скорая помощь» хотя бы по основным предметам (русский язык и математика), не говоря уже об остальных.

Оклад директора (!) школы оказался чуть ли не в 1,5 – 2 раза меньше оклада любого преподавателя иностранного языка, а завучей, выдвигаемых на эту должность, как правило, из числа лучших учителей, и того меньше. Парадокс!

Альтруизм присущ нашей профессии, но не настолько же!

В одной из последних телепередач представляли членов нашего нового кабинета министров. При этом особую роль отводили информации об их образовании (вуз, школа, медалисты). Интервью давали школьные учителя наших уважаемых министров. Помнят своих питомцев, все их заслуги, хвалят, улыбаются, еще живы (простите за сарказм!). Уважаемые министры, будьте так добры, вспомните и вы о ваших учителях, которые стояли у истоков вашего чудесного образования, обеспечившего вам такой карьерный рост. Будьте так добры, обеспечьте им достойную нашего великого народа, государства заработную плату и пенсию. Скоро будет поздно.

Учительница Владимира Путина так чудесно о нем рассказывала, все помнит, фотографии показывала, прослезилась. Она достойна особых привилегий, если вырастила такого выдающегося политического деятеля, ставшего любимым Президентом России. Но думаю, что и она живет очень скромно, наверняка тоже еле-еле сводит концы с концами, как и ее коллеги – учителя и наши пенсионеры.

Предлагаю:

Повысить оклад учителя, классного руководителя, директора школы и других работников государственных образовательных учреждений (школ) в соответствии с трудозатратами и значимостью данной профессии для выполнения высоких целей по воспитанию подрастающего поколения, провозглашенных Конституцией РФ, а также в целях закрепления педагогических кадров и привлечения лучших представителей молодежи в их число.

Сохранить в качестве одного из ведущих принципов стимулирования и поощрения педагогических кадров принцип соответствия трудозатратам и заслугам (таким, например, как многолетний плодотворный труд по данной специальности), а не введенный с этого года принцип принадлежности к какой-то узкой специализации в данной области.

Не ущемлять при повышении заработной платы одним сотрудникам ОУ права других при грядущем «подушевом» финансировании, т.е. при выполнении принятого решения в пределах выделенного на ОУ Фонда финансирования с 01.01.2008 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте