Перед нами грандиозный труд “Биология: Школьный курс” (серия “Универсальное школьное пособие”), П.М.Скворцов, А.И.Никишов, В.С.Рохлов, А.В.Теремов, АСТ-ПРЕСС, 2000. Как можно судить по названию серии и аннотации к книге, “это учебное пособие универсально как по структуре, так и по назначению”. За этой скромной фразой с первого взгляда трудно разглядеть преимущества данного пособия. А жаль, ведь в него включена информация почти по всем темам, которые изложены в учебниках биологии с 6-го по 11-й класс. А некоторые разделы включают в себя даже вузовский материал! Для облегчения восприятия большинство тем изложено предельно конспективно, краткие тезисы обильно перемежаются с многочисленными таблицами и схемами.
Известно, что чем школьник младше, тем активнее учитель должен использовать наглядность при объяснении новых тем. Авторы учли этот факт, поэтому сплошной многостраничный текст здесь можно встретить лишь при изучении общей биологии, которую проходят только в 10-11-х классах. Да и то в конце каждой темы приведены опорно-логические схемы, содержащие почти все самые главные и необходимые понятия. Впечатление дополняет подборка рисунков, которые служат своеобразными тренажерами для проверки знаний и умений найти в них соответствие содержанию темы. Некоторые сомнения, правда, вызывает стремление авторов как можно больше информации изложить в виде схем и таблиц, даже если последние включают в себя всего три пункта.
Каждая тема пособия весьма красиво и логично структурирована, выстроена в лучших традициях западных учебников. Обязательное начало – “Изучив эту тему, вы узнаете… научитесь… приобретете умение” и “Основные понятия”, затем идет конспективное изложение материала, а в конце темы несколько страниц заданий для закрепления: практических, самостоятельных, проверочных, тестовых и лабораторных работ.
Как мы уже сказали, материал изложен коротко и ясно (так, вся информация о лишайниках уместилась в один абзац, схему и рисунок), подобран тщательно и со вкусом. Что же касается случаев, когда он не всегда понятен, не до конца логически выстроен, а схемы и таблицы, казалось бы, не содержат всей необходимой информации, то тут нет никакого злого умысла. Просто это такой подход в изложении и усвоении материала. “Sapienti sat” – умному достаточно, как говорили древние римляне. Ведь любой методист знает, что это только плохой педагог излагает весь материал сам, хороший же учит ученика самостоятельно находить информацию. Некоторые творческие учителя специально допускают ошибки, что-то недоговаривают, недописывают – они дают возможность ученикам найти недочет, исправить его и почувствовать себя в роли наблюдательного педагога. Допустим, в таблице перечислены не все функции системы органов или описано не так много значений тех или иных групп организмов для человека. Но это же прекрасная возможность самому найти и дописать!
Кое-кого может смутить поначалу кажущийся странным принцип составления проверочных вопросов и заданий на закрепление знаний в конце каждой темы, ответы на которые предполагается искать в других источниках. Очевидно, авторы специально идут на этот шаг, чтобы показать, насколько уровень школьной программы отличается от требований экзаменаторов при поступлении в вуз. Допустим, в параграфе ни слова не сказано о таких растениях, как гастерия, родиола, дрок, бересклет, гусиная лапка, птичья гречишка и т.д. А в задании требуется отнести их к той или иной группе по типу расположения листьев и почек, вида стебля, типа жилкования. Но ведь каждому педагогу известно: посредственный ученик воспроизводит лишь то, что услышал или прочитал в учебнике, хороший же стремится перечитать гору дополнительной литературы и углубить знания, полученные от учителя или книги. Такой подход прекрасно зарекомендовал себя в школе.
Закреплению и контролю знаний составители уделили особое место. Здесь представлены самые разнообразные типы проверочных заданий. Где-то нужно вписать пропущенные слова, где-то – выбрать правильный (или, наоборот, неправильный ответ из предложенных, найти закономерность и установить соответствие, решить тематический кроссворд, чайнворд, ребус. Большинство ответов закодировано в виде сочетаний букв и цифр, поэтому при всем обилии вопросов ответам в конце книги отводится сравнительно мало места.
В пособии очень большое место уделяется практической стороне учебной деятельности – разнообразнейшим лабораторным и самостоятельным работам, опытам, экспериментам. Признаться, до сего момента я не встречал книги, в которой теория была бы изложена на таком высоком уровне, а практике отводилось бы столько места. Авторы пособия, не отбрасывая прочь методический опыт своих коллег, постарались поместить в книге как можно больше биологических опытов, признанных классическими и хрестоматийными. Правда, иногда они чересчур упрощают задания, сами отвечая на вопросы, которые задают: “Прикоснитесь к капле с инфузориями кончиком пера, обмакнутым в черную тушь. Проследите, не будут ли в теле туфелек появляться вакуоли черного цвета. Быстро ли они образуются?..”
Ряд практических работ имеет очень важное значение для всех, кто интересуется биологией. Например, определение биологических объектов. Напомню, что в школьном курсе этот род деятельности сведен к минимуму. Пользуясь Универсальным пособием,читатель может узнать алгоритмы работы с определителями, выяснить, по каким признакам можно отличить ель от пихты, большого прудовика от малого, беззубку от перловицы и многое-многое другое.
К какому выводу можно прийти после ознакомления с этой книгой? Пособие могут с успехом использовать в своей работе как молодые, так и опытные педагоги. Оно будет полезно и для учеников, которые стараются самостоятельно усвоить школьный курс, подготовиться к переводным, выпускным и вступительным экзаменам по предмету. Единственно, что необходимо помнить, – пособие нисколько не заменяет учебника, а лишь дополняет его.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии