search
main
0

Умники и умницы. Все каникулы в Санкт-Петербурге боролись со стереотипами

Это оказался очень смелый эксперимент. На январских каникулах в 664-м Международном лицее Санкт-Петербурга встретились две системы обучения. Одна выросла из классно-урочной системы и конкурса «Учитель года». Ее основная идея – «Я – учитель года с уникальной методикой обучения, при помощи которой можно мотивировать ребят изучать тот или иной предмет». Вторая – ближе к вузовской системе образования, где преподаватель обладает уникальной информацией, а ученик четко представляет, какие знания его интересуют. В этом году к экологической школе учителей года России присоединилась школа «Исследователь», объединяющая профессионалов в области гуманитарных и физических наук. Из четырех преподавателей только один работает учителем, остальные становятся преподавателями на время проведения занятий.

Две надсистемы

Экологическая школа учителей года под эгидой «Учительской газеты» существует более пяти лет. Традиционно это летние выездные лагеря в разные климатические зоны России. Здесь палатки и занятия под открытым небом – такое же обычное явление, как парта и доска в образовательном учреждении. В Зимней школе палатки ставить некуда, и под открытым небом заниматься не очень комфортно. Пожалуй, по форме это больше походит на обычную школу. Только ученики здесь из разных уголков России, и уроки составлены без привязки к учебному плану. Кроме уроков, есть еще и факультативные занятия, организацию которых в этом году взяла на себя ассоциация «Учителя года города Санкт-Петербурга». В конце работы школы – брейн-ринг. Вопросы по теме открытых уроков задают учителя. Правила просты – побеждает тот, кто знает точные ответы. В этом году лучшими оказались «исследователи».

Движению «исследователей» три года. Это те же палатки и занятия на природе, что и у учителей года. Впрочем, на этом сходство заканчивается. Чтобы отправиться в августе вместе с «исследователями», ученику старших классов уже весной нужно пройти конкурсный отбор, где в первую очередь смотрят на познавательную активность, аналитические способности и креативное мышление. Это специальная школа для белых ворон. Или умников и умниц, для которых главная цель в жизни – изучение вполне конкретной области знаний в сфере социальных наук, физических явлений или медицины. В школе три отделения. Единственное, что напоминает здесь о процессе обучения, – форма отчетности, зачеты и проекты по предметам.

Впрочем, можно найти у двух этих школ еще одно сходство – все учителя стараются выходить за рамки обычного образовательного процесса. Каждый своими путями.

Мировой пансион

Непохож на остальные школы и Международный лицей, которым вот уже два года руководит Ирина Липатова, победительница конкурса «Учитель года России – 2003» в номинации «Инновации в образовании и развивающее обучение». Инновации Липатовой сегодня сосредоточены в двух зданиях, где с 8-го класса раздельно живут и учатся мальчики и девочки. Преподает в лицее смешанный коллектив учителей со всего мира. Предметы естественного цикла изучаются на английском языке, чтобы потом с успехом поступить в Санкт-Петербургский государственный университет, ведущие политехнические, финансовые или экономические вузы страны.

Зимние каникулы 2007 года запомнятся Липатовой и ее коллективу надолго. Во-первых, бессонными ночами. График работы столь плотный, что для проведения планерок остаются только вечера, которые плавно перетекают в ночь. Во-вторых, многогранностью мировосприятия гостей из разных частей России – сибиряков из Омской области, южан из Карачаево-Черкесии и Адыгеи, жителей Центральной части России и Поволжья. В-третьих, конечно, большим количеством гостей. Зимнюю школу учителей года Комитет по образованию Санкт-Петербурга использовал как методическую площадку для демонстрации лучшего опыта своим педагогам. А Комитет образования Новгородской области в один из дней проведения школы отрядил два автобуса с учителями для стажировки.

Запомнится эта школа и городским начальникам – Ольге Ивановой, председателю Комитета по образованию города Санкт-Петербурга, Марии Щербаковой, главе администрации Красногвардейского района, в котором расположен Международный лицей. Именно благодаря их усилиям учителя культурной столицы имели возможность не только присутствовать на открытых уроках, но и поучаствовать в мастер-классах местных историков, победителей всероссийского конкурса – Игоря Карачевцева, обладателя большого хрустального пеликана 2004 года, и Сергея Букинича, вошедшего на последнем финале в «пятерку» победителей.

Всего пять дней на экспериментальную работу – и обратно домой в будни стереотипной системы, где за неправильный ответ могут поставить двойку, а вместо уроков литературы провести чтение. Единственное утешение – возможность и дальше участвовать в подобных программах.

Фото Дениса ХОРУЖЕНКО

Статфакт

Зимняя школа «Учитель года» – совместный проект «Учительской газеты» и Межрегионального клуба «Учитель года», поддержанный Федеральным агентством по образованию и Комитетом по образованию города Санкт-Петербурга.

Первая Зимняя школа «Учитель года» прошла в Москве в 2006 году.

В этом году в ней приняли участие 13 регионов России – Москва, Санкт-Петербург, Республика Адыгея, Республика Карачаево-Черкесия, Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Омская область, Тамбовская область.

Количество участников – 113 человек. Среди них 12 победителей региональных конкурсов «Учитель года».

Проведено 72 открытых урока.

Посетили школу более 100 педагогов из различных школ Санкт-Петербурга и 50 преподавателей из Новгородской области.

Учитель истории Сергей ЛЯМИН из Тамбова играет во время «Детского часа» наравне с подростками

Да здравствует школа! Школа учителей года России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте